Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи
3. Перспективный план
4. Условия реализации программы кружка
5. График работы кружка
6. Табель посещаемости
7. Список литературы
Пояснительная записка.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В.А.Сухомлинский
Актуальность
Мы,
воспитатели
группы
старшего
дошкольного
возраста
компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития:
Шишкина Елена Викторовна и Дубовцева Любовь Борисовна пришли к
единому мнению заняться дополнительной образовательной работой по
развитию мелкой моторики у детей с ЗПР, так как видим актуальность
данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к
письму. В школе,
на первом этапе обучения дети часто испытывают
затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не
получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются
неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной зрительнодвигательной координации.
В процессе развития мелкой моторики решаются следующие задачи:
совершенствуется зрительно-двигательная координация, ориентировка в
пространстве, укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки.
Изучив опыт работы по данной проблеме, мы пришли к выводу, что
работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном
подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и
игровых упражнений.
Доказано, что от степени развития мелкой моторики зависит и уровень
развития речи. Они влияют друг на друга. Манипулятивная деятельность
стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала
развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует
выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это
повышает
работоспособность
коры
головного
мозга,
активизирует
мыслительную деятельность. Так как основным видом деятельности
дошкольников является игра, занятия носят игровой характер.
I.
Подготовка к обучению письму
Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть
механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего является
умственным
процессом,
аналитико-синтетической
деятельностью.
Это
должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже
в
самых
взрослого.
простых
заданиях)
Предлагаемая
под
система
руководством
подготовки
к
и
при
помощи
обучению
письму
включает в себя четыре основных направления, которые являются составной
частью занятий по основам грамоты и развитию речи. Каждое направление
наполнено своими задачами и учебным содержанием. Представим их.
1.Развивать руку.
Сформировать правильный захват орудия письма. Правильный захват
карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим,
указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой
стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а
указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При
правильном
захвате
карандаша
указательный
подниматься, и карандаш при этом не падает.
палец
должен
легко
Для развития щепоти
используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного
пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя)
пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.
Упражнять
руки.
в
правильном
распределении
мышечной
нагрузки
Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает:
напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового
напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса
мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.
Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки
осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном
труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных
направлениях работы одновременно формируется щепоть руки.
Развивать мелкую моторику рук.
Систематически
развивать
мелкую
моторику
доминирующей
сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами.
руки,
Активно
включать в жизнь детей разнообразные формы работы для развития мелкой
моторики рук (работа с карандашом). Пальчиковая гимнастика в данном
случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и
разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по
поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять
их излишнее напряжение, исключить дрожание руки. В результате
выполнения графических упражнений дети учатся:
а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени
нажима на карандаш, по ритму;
б) ориентироваться на листе бумаги;
в) воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным движением
руки.
2. Начать подготовку к технике письма.
Развивать пространственную ориентировку.
В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться
в
пространстве,
определять
пространственные
взаимоотношения
относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека,
стоящего напротив.
Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на
плоскости.
Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей
технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных
с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с
опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети переходят к рисованию
элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое расположение
отдельных элементов.
3. Упражнять
в
аналитико-синтетической
деятельности.
Письмо
подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических
образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и
синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к
аналогичной работе с образами букв.
4. Формировать
элементарные
графические
умения. Проводить
упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного
шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.). Необходимо
широко
использовать штриховки,
Прописывание
на
линии
обведение
группы
контуров
контурных
предметов.
изображений
предметов (сливы, яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения
строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это
будет необходимо в школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы
каждое графическое упражнение имело свое название « Гирлянда на елку»,
«Узор из листьев», «Пропеллеры» и т.д. Такое образное соотнесение
позволяет детям за линией, контуром видеть предмет, развивает фантазию,
творчество,
делает сложную
кропотливую
работу
по
формированию
графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника.
Возраст детей: программа рассчитана на детей старшего дошкольного
возраста
Условия реализации программы.
Программа разработана для старших дошкольников ( 5-6лет)
Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание
основной общеобразовательной программы МДОУ.
Занятия проводятся в совместной деятельности по подгруппам примерно по
7 человек, продолжительность одного занятия в старшей группе – 20-25
минут;
В подготовительной к школе группе-30 минут;
Периодичность занятий: 1 раз в неделю. Работа детей оценивается в
течение всего периода обучения. Оценивая их, учитываются индивидуальные
особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных
результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков,
которыми должен овладеть ребенок за определенное время. Критериями
оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим
оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и в
конце учебного года, определяющие уровень их развития. Алгоритм
поэтапного формирования графических навыков.
Срок проведения с сентября 2023 г.- по май 2024 г.
Цель дополнительной образовательной программы:
Способствовать
развитию
мелкой
моторики
рук
для
общего
физического и психического развития ребенка; подготовить детей к
обучению письму; формировать интерес к выполнению графических
упражнений, подготавливающих руку к письму.
Задачи программы:
1) Развивать речь, закреплять некоторые логические понятия, воздействуя
на мелкие мышцы рук.
2) Воспитывать
у
дошкольников
аккуратность,
старательность и добросовестное отношение к работе
3) Совершенствовать зрительно-двигательную координацию
4) Способствовать развитию ориентировки в пространстве
5) Укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук
трудолюбие,
Основные направления работы по подготовке руки дошкольника к
письму
1) Массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
2) Штриховка в разных направлениях по образцу; соблюдение правил
штриховки: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать
ровно, без пробелов, не выезжая за контур
3) Обведение контура, изображенного точками и пунктирными
линиями
4) Дорисовывать и копировать рисунки
5) Раскрашивание картинок; соблюдение правил раскрашивания
Данный курс направлен на формирование интереса к выполнению
графических упражнений, подготавливающих руку к письму, что является
важной задачей подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.
Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать
в игровой деятельности, ставя сначала перед ребенком игровые и
практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй рисунок по
точкам», «Соедини точки» и т.д. Эти игровые упражнения обеспечивают
подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять
более сложные задания.
Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических
действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук,
скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук
используются следующие приемы и упражнения:
Массаж кистей рук
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, бусины,
пуговицы, крупа, счетные палочки, конструктор и т.д.)
Специальные упражнения для подготовки руки к письму
Рисование пластилином, аппликация
Опыт
графических
движений
ребенок
приобретает,
выполняя
различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры
по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение
правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева
направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
Особое внимание следует обратить на правильность посадки за
столом, правильность удержания пишущего предмета, расположения
листа бумаги на столе, формирование умений выполнять линии
различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги.
Успешность формирования графического навыка во многом
зависит от уровня развития учебно-важных качеств: способности
принимать задачу и произвольно управлять своими действиям;
обучаемости;
зрительного
анализа
и
зрительно-двигательной
координации движений руки; навыков пространственной ориентации.
Методическое обеспечение
Занятия по подготовке детей к обучению письму проходят в группе: по
подгруппам. Кружок посещают 1 год – дети 5-6 лет. Длительность
занятия –20- 25 минут; 2 год -дети 6-7 лет. Длительность занятия -30
минут.
Формы и методы работы
1. Дидактические игры и игровые упражнения, пальчиковая гимнастика
2. Занимательные задания и игры-соревнования.
3. Изобразительная и творческая деятельность.
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации
Условия реализации программы:
1.Систематическое проведение занятий.
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Сотрудничество педагога с семьей.( Консультации для родителей,
показ рабочих тетрадей, прописей; Открытые занятия для родителей).
Дидактический материал и техническое оснащение
1. Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы,
мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»…
2. Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и
картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые,
цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань,
нитки, иголки, проволока…)
3. Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал,
бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена
подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки…
4. Картотека
пальчиковых
игр,
физкультминуток,
пауз,
речевых
гимнастик, рисунков по клеточкам.( см. Приложение №1(ПДО))
5. «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндерсюрприз»)
6. Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной
азбуки,(подготовит.гр.)
7. Картотека
схем
для
работы
с
блоками
Дьенеша,
палочками
Кюизенера,счетных палочек,кубиков КООСА.
8. Тетради в клетку, тетради на печатной основе с заданиями.
9. Тематические иллюстрации.
Предполагаемые результаты
К концу посещения кружка «Задорные палочки и крючочки» мы
предполагаем, что у детей будут сформированы следующие умения:
1. Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
2. Ориентируется в пространстве и на плоскости.
3. Быстро
и
успешно
справляется
с
заданиями,
требующих
координированных движений рук.
4. Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
5. Сформированы графические навыки.
6. Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания
Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с
использованием методики Н.В. Нищевой.
Диагностика мелкой моторики
старших дошкольников
(по Н. В. Нищевой)
Кинестетическая основа движений:
сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой
руке, потом – на левой руке;
одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки,
потом левой руки, обеих рук;
одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки,
потом левой руки, обеих рук;
поместить указательный палец на средний, потом наоборот, сначала на
правой руке, потом – на левой
Кинетическая основа движений:
изменять положение кистей рук (после демонстрации): одновременно
ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой –
раскрытой ладонью. Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой –
раскрытой ладонью. Так повторить 3-4 раза. (Тест Н.И. Озерецкого на
реципрокную координацию рук.)
Проба на перебор пальцев: на двух руках одновременно соприкасать
последовательно большой палец с остальными. Сначала движения
выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к
указательному пальцу.
упражнение «Игра на рояле» правой рукой, левой рукой
проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой
Графические пробы:
умение правильно держать карандаш;
умение рисовать прямые горизонтальные линии;
умение рисовать прямые вертикальные линии;
умение рисовать круги;
умение рисовать ломанные линии;
умение рисовать замкнутые линии;
умение рисовать человека
Манипуляции с предметами:
умение застегивать и расстегивать пуговицы;
перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую;
умение завязывать и развязывать шнурки;
выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез,
вырезать фигуры среднего размера
Месяц
№
занятия
1.
2
Перспективный план занятий на год.
Название занятия
Содержание занятия
Материалы
«Веселые
пальчики.
Детский сад и
игрушки»
1.Пальчиковая гимнастика
«Дружба», «В гости к
пальчику большому».
2.Фигурки из палочек
«Качели». 3.Игра «Чудесный
мешочек». 4.Дорисовка
узора.
Счетные палочки,
предметы для игры,
тетрадь, простой
карандаш.
«Человек. Части
тела и лица»
1.Пальчиковая гимнастика
«Смешные человечки»,
«Части тела». 2. Фигурки из
пальчиков «Глазки, носик,
ротик». 3.Соединение точек
одной линией. 4.Дорисовка
частей лица.
5.Раскрашивание
Тетрадь, простой
карандаш, тесьма или
шнур для плетения.
3.
«Овощи»
4.
«Осень.
Деревья»
5.
«Фрукты»
6.
«Перелетные
птицы»
7.
«Домашние
животные»
8.
«Одежда»
1Пальчиковая гимнастика Счетные палочки,
«Капуста»,«Овощи».
пластилин, картон,
2.Фигурки из палочек тетрадь, пр.карандаш.
«Машина», «Банка для
засолки».
3.Рисование пластилином
«Помидор».
4.Дорисовка узора.
1.Пальчиковая гимнастика
«Ёлка». 2.Обведение по
точкам прямые наклонные
короткие линии на ёлочке.
3.Раскрашивание ёлочки.
4. Обтыкивание контура
елочки зубочисткой.
Счетные палочки,
пластилин, картон,
тетрадь, пр.карандаш,
цв.карандаши, лист
бумаги с нарисованной
елочкой, зубочистки.
1Пальчиковая гимнастика
«Апельсин», «Фруктовая
ладошка».
2.Фигурки из палочек
«Машина», «Банка для
варенья».
3. Рисование пластилином
«Яблоко».
4.Дорисовка узора.
1.Пальчиковая гимнастика
«Перелётные птицы»,
«Скворечник», «Птенчики
в гнезде». 2. Соединение
точек одной линией.3.
Игра «Узнай меня!»
4.Раскрашивание лебедя.
1.Пальчиковая гимнастика
«Коготочки», «Козочка»,
«Котятки». .2.Фигурки из
палочек «Кисонька». 3.
Нарисуй по точкам щенка
и раскрась.
1. Пальчиковая гимнастика
«Варежка», «Одежда».
2.Аппликация «Укрась
одежду». 3. Дорисовка
узора.
Счетные палочки,
пластилин, картон,
тетрадь, пр.карандаш
Тетрадь, пр.карандаш,
цв.карандаши.
Тетрадь, пр.карандаш,
счетные палочки,
цв.карандаши.
Тетрадь, пр. карандаш,
цв.бумага, клей,
салфетки.
9.
«Обувь»
10.
«Головные
уборы»
11.
«Дикие
животные»
12.
«Зима»
13.
«Зимующие
птицы»
14.
«Зимние
забавы»
15.
«Новый год»
1. Пальчиковая гимнастика
«Сколько обуви у нас?»,
«Туфли, тапочки,
сапожки». 2.Рисование
«Укрась сапожки». 3.
Дорисовка узора.
1.Пальчиковая гимнастика
«Волшебные шапочки».2.
Фигурки из палочек
«шляпка»,
3. Обведение по точкам
головных уборов.
4. Штриховка шляпки.
5. Раскрашивание рисунка.
1.Пальчиковая гимнастика
«Сидит белка на тележке».
2. Су- джок «Ежик».
3.Соединение точек одной
линией. 4.Дорисовка узора.
5.Раскрашивание
1.Пальчиковая гимнастика
«Погреем пальчики»,
«Снежок», «Снеговик».
2.Аппликация
«Снежинка».3. Дорисовка
узора.
1.Пальчиковая гимнастика
«Птичья кормушка», «Я
зимой кормлю всех птиц»,
«Сколько птиц в кормушке
нашей?».
2.Обвести изображение
птички.
3. дорисовать
незаконченный рисунок.
4.Раскрашивание.
1.Пальчиковая гимнастика
«Снежный ком».2.
Фигурки из палочек
«Санки».3. Обведение
узоров по точкам.4.
Обведение по точкам
прямых наклонных
коротких и длинных
линии. 5. Обведение по
точкам линий с петлёй
внизу.
1.Пальчиковая гимнастика
«На ёлке», «Елочкакрасавица».2. Аппликация
«Елочка».3. Упражнение в
прописывание длинных
Счетные палочки,
тетрадь, простой
карандаш, цветные
карандаши.
Счетные палочки,
тетрадь, простой
карандаш,
цв.карандаши.
Тетрадь, пр.карандаш,
счетные палочки, цв.
Карандаши.
Тетрадь, пр. карандаш,
цв.бумага, клей,
салфетки.
Тетрадь, пр.карандаш,
цв.карандаши.
Тетрадь, пр.карандаш,
счетные палочки.
Тетрадь, пр.карандаш,
счетные палочки.
16.
«Игрушки»
17.
«Посуда»
18.
«Транспорт
наземный»
19.
«Транспорт
водный»
20.
«Транспорт
воздушный»
21.
«Защитники
Отечества»
22.
«Моя семья»
прямых наклонных линий
и длинных линий с петлёй
внизу.
1.Пальчиковая гимнастика
«Есть игрушки у меня»,
Самолёт.
2. Фигурки из палочек
«Робот».
3. Игра «Чудесный
мешочек».
4.Дорисовка узора.
1.Пальчиковая гимнастика
«Помощники». «Чайник».
2. Фигурки из палочек
«Чашка с блюдцем».
3. Игра «Чудесный
мешочек».
4.Дорисовка узора.
1 Пальчиковая гимнастика
«Автобус «Велосипед».
2.Фигурки из палочек
«Машина».
3.Нарисовать грузовик по
точкам и раскрасить.
1.Пальчиковая гимнастика
«Лодочка», «Кораблик».
2.Обведи шаблон
кораблика и раскрась.
3.Дорисовка лодки.
4.Выкладывание из
палочек парусника.
1.Пальчиковая гимнастика
«Самолёт», «Самолёты».
2.Обведи рисунок по
точкам «Вертолёт» и
раскрась.
3.Дорисовка ракеты.
1.Пальчиковая гимнастика
«Солдаты», «Бойцымолодцы».
2.Фигурки из палочек
«Танк», «Звезды»,
«Флажок».
3.Аппликация «Салют».
4. Дорисовка узора.
1.Пальчиковая гимнастика
«Моя семья», «Кто
приехал?». 2.Фигурки из
палочек «Рожица»,
«Очки». 3.Соединение
точек одной линией
«Веселый
Счетные палочки,
предметы для игры,
тетрадь, простой
карандаш.
Счетные палочки,
предметы для игры,
тетрадь, простой
карандаш.
Тетрадь, пр.карандаш,
счетные палочки, цв.
Карандаши.
Тетрадь, пр.карандаш,
счетные палочки,
цв.карандаши, шаблон
кораблика.
Тетрадь, пр.карандаш,
цв. Карандаши.
Счетные палочки,
тетрадь, пр.карандаш,
клей, цв. бумага,
салфетка.
Счетные палочки,
тетрадь, простой
карандаш.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
человечек».4.Дорисовка
узора.
«8 марта. Мамин 1.Пальчиковая гимнастика
праздник»
«Мамин праздник»,
«Мамин помощник». 2.
Фигурки из палочек
«Тюльпан». 3.Аппликация
«Пион». 4.Дорисовка
узора.
«Домашние
птицы»
«Весна»
«Рыбы»
1.Пальчиковая гимнастика
«Утята» (70), «Гусь»,
«Курочка». 2.Обведение
по точкам цыпленка.
3.Штриховка по образцу.
1.Пальчиковая гимнастика
«Весна», «К нам весна
красна идёт». 2.Фигурки из
палочек «Солнышко»,
«Дерево».3. Обвести
рисунок по точкам и
дорисовать.
1.Пальчиковая гимнастика
«Рыбка», «Щука».
2.Фигурки из палочек
«Рыбка», «Ракушка».3.
Обвести рисунок по
точкам и дорисовать.
«Электроприборы» 1.Пальчиковая гимнастика
«Электрический ток»,
«Ток бежит по проводам».
2.Фигурки из палочек
«Холодильник»,
«Телевизор».3. Обвести
рисунок по точкам и
дорисовать.
«Мебель»
Счетные палочки,
тетрадь, пр. карандаш,
клей, цв. бумага,
салфетка, цв.
карандаши.
Тетрадь, пр.карандаш,
цв .карандаши.
Тетрадь, пр. карандаш,
счетные палочки, цв.
карандаши.
Тетрадь, пр. карандаш,
счетные палочки, цв.
Карандаши.
Тетрадь, пр. карандаш,
счетные палочки, цв.
карандаши.
1.Пальчиковая гимнастика Тетрадь, пр.карандаш,
«Много мебели в
счетные палочки, цв.
квартире» (55), «Мебель». карандаши.
2.Составь узор для
крышки стола и раскрась.
3.Дорисовка мебели.
4.Выкладывание мебели
из палочек.
29.
«Насекомые»
30.
«Прилёт птиц»
31.
«Дикие
животные
весной»
32.
«День Победы»
33.
«Весенние
цветы»
1.Пальчиковая гимнастика
«Комар», «Бабочка»,
«Жук». 2.Фигурки из
палочек «Бабочка», «Жук».
3.Обвести по точкам
рисунок «Комарик».
4.Дорисовать картинку в
зеркальном отражении.
1.Пальчиковая гимнастика
«Скворечник»,
«Ласточка». 2. Рисование
по точкам «Скворец».
3.Обводка и
раскрашивание птиц.
4.Дорисовка узора.
1.Пальчиковая гимнастика
«Дикие животные».
2.Фигурки из палочек .
3.Обвести по точкам
рисунок «Заяц».
4.Раскрашивание рисунка
зайца.
Тетрадь, пр.карандаш,
счетные палочки, цв.
Карандаши.
1.Пальчиковая гимнастика
«Мы солдаты». 2.Фигурки
военной техники из
палочек . 3.Обвести по
точкам рисунок «Салют».
4.Раскрашивание рисунка.
1.Пальчиковая гимнастика
«Цветы». 2.Фигурки
цветов из палочек.
3.Обвести по точкам
рисунок «Цветы».
4.Раскрашивание рисунка.
Тетрадь, пр. карандаш,
счетные палочки, цв.
карандаши.
Счетные палочки,
тетрадь, пр.карандаш,
цв. карандаши.
Тетрадь, пр.карандаш,
счетные палочки, цв.
карандаши.
Тетрадь, пр.карандаш,
счетные палочки, цв.
карандаши.
Нами подобрана картотека пальчиковых игр и
упражнений по лексическим темам к каждому занятию кружка ( Приложение №1)
Сетка работы кружка
Наименование услуги
Сколько раз в неделю
Кружок подготовки руки к 1 раз в неделю
письму «Задорные палочки
и крючочки»
время
(
)
Список литературы:
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у
детей. (М: Просвещение 1964 г)
2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников.
3. Антроповой
М.В.,
Кольцовой
М.М.
Морфофункциональное
созревание основных физиологических систем организма детей
дошкольного возраста. (М: Педагогика 1983 г.)
4. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.
Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8
лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е
издание., испр., и доп.: М “АРКТИ”,2007 г.
5. Боричева Г.А., Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой моторики
дошкольников.(Спб: Детство-Пресс 2007 г)
6. Волина В.В. Игры в рифмовки.(СПб.: Дидактика, 1997 г.)
7. Логинова Е.А. Нарушение письма. (СПб. : Детство-Пресс, 2004 г.)
8. Лыков В.М. Дисграфия.(СПб.: Детство-Пресс, 1998 г.) Максимова
Е.В. Онтогенез коры больших полушарий. (М: Наука,1990 г.)
9. Назарова А.Г. Игротренинг.(СПб: Детство_Пресс, 1999 г.