2
3
I. Комплекс основных характеристик дополнительной об программы
Пояснительная записка
Направленность программы – техническая
Нормативно-правовое обеспечение
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»);
Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным (дополнительным общеразвивающим)
программам детям в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, на территории Хабаровского края приказ министерства образования
и науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2
4
Актуальность программы
Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого
воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности,
умения
бережно
и
экономно
использовать
материал,
намечать
последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
Кружок «Тайны бумажного листа» разработан для того, чтобы через
различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение
разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать
образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности,
подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной
форме.
Искусство ОРИГАМИ – близкое и доступное ребенку. Не перечислить всех
достоинств оригами в развитии ребенка. Оригами развивает у детей способность
работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая
моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на
процессе изготовлении, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления,
творческого воображения, художественного вкуса. Стимулирует и развитие
памяти,
так
как
ребенок,
чтобы
сделать
поделку,
должен
запомнить
последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Работа с бумагой активизирует мыслительные процессы. В процессе
конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных
символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов
складывания)
и
перевод
их
значения
в
практическую
деятельность
(самостоятельное выполнение действий).
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол,
сторона, квадрат и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря
специальными терминами.
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, отвлекает детей от
конфликтных ситуаций, снимает нервное напряжение, вызывает радостное,
5
приподнятое
настроение,
обеспечивает
положительное
эмоциональное
состояние. Систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его
всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. Именно
в этом и заключается актуальность всей работы кружка.
Необходимость создания данной программы была продиктована запросами
родителей, а так же недостаточным количеством времени, которое отводится
данной работе в группах дошкольного возраста, в рамках ООП.
Педагогическая
целесообразность
программы
кружка
обусловлена
важностью создания условий в дошкольном учреждении для эффективного
формирования у детей пространственных представлений, логического мышления,
геометрических понятий, развития моторики и глазомера.
Программа предполагает работу с детьми в форме индивидуальной
деятельности, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной
творческой деятельности.
Отличительные особенности, новизна программы
Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:
- возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от
опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;
- включение в программу не только обучения оригами, но и создание детьми
индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций в
представленной технике, дальнейшее использование поделок из бумаги в играх,
инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве
подарка к празднику своим родителям и друзьям;
- в
ходе
каждого
занятия
используется
дополнительный материал:
пальчиковая гимнастика, стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете
складывания; аудиоматериалов с записями звуков живой природы и музыки
с целью снятия напряжения и излишней возбудимости у детей.
Программа «Тайны бумажного листа» представлена в модифицированном
варианте, разработана на основе методических пособий: С.В. Кирсанова
«Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой
патологией», Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка», «Оригами для
6
старших дошкольников» авт. С.В. Соколова; С. Мусиенко, Г. Бутылкина
«Оригами в детском саду», И.А.Рябкова, О.А.Дюрлюкова «Художественнотворческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с
детьми 5-7 лет».
Адресат программы
Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Объем и сроки реализации программы
Стартовый - программа кружка рассчитана на 9 месяцев (старший
дошкольный возраст).
Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю.
Продолжительность занятий 30 мин.
Год
обучения
2019-20 уч.
год
Форма
Количество занятий
(часов)
Кол-во занятий
за уч. период
Состав группы
4 - в месяц
вторник 16.50- 17.20
36
постоянный
8 человек
занятий
–
фронтальная,
подгрупповая,
работа
в
парах,
индивидуальная; тематическая, совместная деятельность.
Методы и приемы, используемые на занятиях кружка:
Игровой (использование дидактических и пальчиковых игр)
Словесный (беседа, объяснение, рассказ, словесная инструкция, анализ работы,
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о
предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные
истории и т.п.)
Наглядный (показ педагогом этапов выполнения, работа по образцу, схемам,
пооперационным картам, показ видео материалов)
Проблемный (постановка задачи педагогом и самостоятельный поиск решения
поставленной задачи)
Практический (выполнение работ самостоятельно)
Поощрение
7
Цель.
Развитие интеллектуальных, эстетических и творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста средствами бумагопластики.
Задачи.
Предметные.
Знакомить детей с историей возникновения оригами; с техникой оригами, с
базовыми формами.
Обучать различным способам складывания бумаги.
Учить преобразовывать базовую форму в поделку, используя в работе схемы,
пооперационные карты.
Метапредметные.
Развивать мелкую моторику рук, логическое и пространственное воображение.
Активизировать мыслительные процессы.
Развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию.
Личностные.
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие,
желание доводить начатое дело до конца.
Воспитывать умение следовать устным инструкциям, читать пооперационные
(технологические) карты, схемы.
Особенности организации образовательного процесса
Специально
организованная деятельность (занятие) практически всегда
строится по одному плану:
- подготовка к образовательному процессу (установка на работу);
- повторение правил техники безопасности;
8
- ведение в новую тему: загадки, стихи, чтение отрывков из произведений
раскрывающие тему деятельности; сведения о предмете занятия (рассказы о
жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
- показ образца;
- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
- повторение правил складывания.
Практическая часть:
- показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по схеме,
технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности
навыков);
- пальчиковая гимнастика;
- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану,
технологической карте;
- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
- анализ
работы
(аккуратность,
правильность
и
последовательность
выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил
техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
9
Учебный план работы кружка «Тайны бумажного листа»
на 2021-22 учебный год
Название курса
«Тайны
волшебного
листа»
Кол-во
Кол-во
занятий в занятий в
неделю
месяц
1
4(5)
Кол-во
занятий
за уч.
период
Длительность
занятий, мин.
36
30
Тема
Кол-во
воспитанников
8
Количество учебных часов
теория
практика
всего
«Путешествие в бумажную страну»
0.8
0.2
1
«Знакомство с искусством оригами»
0.8
0.2
1
«Знакомство детей со сказочным
персонажем «Чудесный квадрат»
(диагностическое)
0.4
0.6
1
«Вот, я какой «Чудесный квадрат!»
«Знакомство с основными базовыми
формами «Дверь», «Книжка»,
«Треугольник», «Воздушный змей»
(диагностическое)
0.4
0.6
1
«Грибная поляна»
0.3
0.7
1
«Деревья осенью»
0.4
0.6
1
«Отгадай загадки» – мордочки
животных
0.4
0.6
2
«Стаканчик»
0.3
0.7
1
«Забавные зверюшки» по РНС «Теремок»
(мышка, заяц, лиса, волк, медведь)
0.3
0.7
2
По сказке В.Сутеева «Кто сказал
«Мяу?» (кошка, щенок)
0.3
0.7
1
10
«Совушка-сова»
0.3
0.7
1
«Елочки в зимнем лесу»
0.3
0.7
1
«Птицы на ветке»
0.3
0.7
1
«Новогодние украшения»
0.4
0.6
1
«Дед Мороз»
0.3
0.7
1
По сказке В.Сутеева
«Снеговик – почтовик»
0.3
0.7
1
По РНС «Заюшкина избушка»
0.3
0.7
2
По сказке «Петушок и бобовое
зернышко» (курочка)
0.3
0.7
2
«Изготовим подарок папе»
0.3
0.7
1
«Гномик Бим»
0.3
0.7
1
«Тюльпаны и бутоны роз»
0.3
0.7
1
«Гномик Бом»
0.3
0.7
1
«Подснежники»
0.3
0.7
1
«Грачи прилетели»
0.3
0.7
1
«Кораблики»
0.3
0.7
1
«Рыбки плавают в водице»
0.25
0.75
1
«Быстрые ракеты»
0.25
0.75
1
«Ярче солнышко свети!»
0.25
0.75
1
«Майский дождик. Зонтики»
0.25
0.75
1
«Майские бабочки»
0.25
0.75
1
«Знатоки оригами» (диагностическое)
0.25
0.75
2
Итого:
36
11
Планируемые результаты
Дети:
познакомятся с искусством складывания бумаги в технике «Оригами», историей
возникновения оригами;
будут знать основные базовые формы оригами;
научатся изготавливать поделку, используя различные способы складывания
бумаги;
преобразовывать базовую форму в поделку, используя в работе схемы,
пооперационные карты.
У детей:
повысится уровень развития мелкой моторики пальцев рук, логическое и
пространственное воображение;
активизируются мыслительные процессы;
разовьются художественный вкус, творческие способности, фантазия;
повысится интерес к искусстве оригами, творческому процессу, желание
мастерить поделки своими руками доводя начатое дело до конца.
Дети:
научатся следовать устным инструкциям педагога;
пользоваться схемой и пооперационной (технологической) картой
II. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Деятельность проводится в просторном, светлом, оборудованном (магнитные
доски, компьютер, принтера) кабинете, с детскими столами, стульчиками, доской,
шкафами для наглядных и методических пособий.
Техническое оснащение:
материалы и инструменты: набор цветной бумаги, квадраты цветной бумаги,
цветной картон, ножницы, клей ПВА, салфетки, карандаши, фломастеры;
12
демонстрационный
материал:
пооперационные
(технологические)
карты
складывания базовых форм, фигур; иллюстрации животных, птиц, растений,
транспорта, детская литература, подборка художественного слова
(стихи,
потешки и т.д.)
Формы контроля:
опрос (фронтальный, индивидуально-фронтальный)
наблюдение
практика
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
фото отчеты
составление альбома лучших работ
проведение выставок детских работ
Оценочные материалы
Диагностический инструментарий предложен в
эффективности освоения программы».
Таблица итогового контроля.
приложении «Критерии
Взаимодействие с родителями
№
Мероприятия
Сроки реализации
1.
Информация на стенде
«Значение оригами для развития ребенка».
Октябрь, 2019 г.
2.
Познакомить родителей с работой дополнительного
образования кружка «Тайны бумажного листа».
Ноябрь, 2019 г.
3.
Информация на стенде
«Приобщаем детей к творчеству с помощью
конструирования из бумаги»
Мастер класс для родителей «Мама сделай со
мной»
Отчет о работе кружка за учебный год.
Фотовыставка «Как мы работаем»
Выставка работ «Наши руки не для скуки»
Февраль, 2020 г.
4.
5.
Март-апрель, 2020 г.
Май - июнь 2020 г.
13
Список литературы
1.Выгонов В. «Оригами для малышей. 4+. Простые модели. ФГОС ДО».
2.Выгонов В. «Оригами для малышей. 4+. Сложные модели. ФГОС ДО».
3.Выгонов В. «Оригами для малышей. 5+. Простые модели. ФГОС ДО».
4.Выгонов В. «Оригами для малышей. 4+. Сложные модели. ФГОС ДО».
5. Долженко Г. И. «Оригами – первые шаги». ООО. Академия развития, 2011.
6. Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. –
Ярославль: Академия развития, 2009.
7. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. - Ярославль: ООО «Академия
развития», 2001 г.
8. Макарова Н.Р. Тайны бумажного листа. – Москва. : «Мозайка-Синтез», 2008.
9. Мусиенко С., Бутылкина Г. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей
дет. сада/ Обруч, 2010.
10. Морозова Г.В. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты комплексных
занятий с использованием приемов изодеятельности для детей. М.: Издательство
ГНОМ, 2011.
11. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. – М.: Айрис-пресс, 2008.
12. Смородкина, О.Г. Оригами. Лучшие модели. – М.: Астрель; Спб.: сова, 2011.
13. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для
воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
14. Ступак, Е.А. Оригами. Подарки к праздникам - М.: Айрис – пресс, 2010.
15. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль: ООО «Академия
развития» 1996 г.
16. Художественно-творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные,
игровые занятия с детьми 5-7 лет/авт. сост. И.А.Рябкова, О.А.Дюрлюкова. –
Волгоград: Учитель, 2012. -95 с.
Информационный источник
DVD-диск, Шнурко Е.М. «Оригами: игровые методы развития ребенка 3-5
лет».
2
Календарный учебный график
Форма занятия
Форма
контроля/
аттестации
Наблюдение
Методическое
обеспечение
№
п/п
Дата
Тема/Задачи/Содержание
1
Сентябрь
I неделя
Тема: «Путешествие в бумажную страну»
Задачи:
- показать разнообразие видов бумаги, познакомить со
свойствами бумаги (разного цвета, тонкая, толстая,
гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется);
- закрепить основные геометрические понятия, свойства
квадрата, определить нахождение углов, сторон;
- вызвать интерес к знакомому материалу;
- расширять кругозор, развивать любознательность,
зрительное восприятие.
Материал: конверты с наборами бумаги, разной по цвету,
мягкости фактуре (по количеству детей),
емкость с водой.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Совместная, игровая
деятельность с
элементами
экспериментирования
2
II неделя
Тема: «Знакомство с искусством оригами»
Задачи:
- познакомить с историей искусства оригами;
- заинтересовать детей изготовлением фигурок в стиле
оригами;
- развивать воображение;
- воспитывать усидчивость.
Материал: наборы бумаги, разной по цвету, портрет
японского мастера Акира Йошизавы, выставка фигурок
сделанных в технике оригами.
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж шариком СуДжок.
Фронтальная, беседа с
просмотром
презентации,
совместная
практическая
деятельность
Наблюдение
Художественнотворческая
деятельность.
Оригами./авт.сост.Н.А.Рябкова,
стр.8
3
III неделя
Тема: «Знакомство детей со сказочным персонажем
«Чудесный квадрат» (диагностическое)
Задачи:
- заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги
Фронтальная,
введение сказочного
персонажа,
совместная
Наблюдение,
практика
Художественнотворческая
деятельность.
Оригами./авт.-
Художественнотворческая
деятельность.
Оригами./авт.-сост.
Н.А.Рябкова,
стр.10, 16
3
в технике оригами, познакомить с некоторыми из них;
- продолжать учить детей правильно отбирать бумагу для
изготовления фигурок в технике оригами;
- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук,
развивать творческие способности, глазомер.
Материал: наборы геометрических фигур разного цвета
и разного размера: для воспитателя большие, для детей маленькие, фломастеры. Квадраты разлинованы пополам
и по диагонали.
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж шариком Су-Джок
практическая
деятельность
сост.Н.А.Рябкова,
стр.8
4
IV неделя
Тема: «Вот, я какой «Чудесный квадрат!»
Знакомство с основными базовыми формами «Дверь»,
«Книжка», «Треугольник», «Воздушный змей».
Задачи:
- познакомить детей с базовыми формами, которые лежат
в основе любой поделки («треугольник», «книжка»,
«дверь»);
- учить складывать базовые формы ориентируясь на
пооперационные карты, схемы;
- упражнять в точном соединении углов и сторон
квадрата;
- активизировать мыслительные процессы;
- развивать навыки ориентировки на листе бумаги;
- развивать фантазию, конструктивное воображение
- воспитывать интерес к искусству оригами.
Материалы: магнитная доска, наглядный материал по
базовым формам оригами; образцы изделий, 6 квадратов
из белой бумаги (на каждого ребенка).
Самомассаж шариком Су-Джок.
Фронтальная,
введение сказочного
персонажа,
совместная
практическая
деятельность
Наблюдение,
практика
Художественнотворческая
деятельность.
Оригами./авт.сост.Н.А.Рябкова,
стр.14
5
V неделя
V неделя
Тема: «Грибная поляна» - складывание поделки «Гриб» на
основе базовой формы «дверь».
- закрепить умение складывать базовые формы «дверь»,
-«треугольник», преобразовывать их в поделки, используя
Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность
Наблюдение,
практика
Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»
4
в работе пооперационные карты;
- учить складывать базовые формы ориентируясь на
пооперационные карты, схемы;
- учить аккуратно работать с клеем, дополнять поделку
дополнительными деталями;
- развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев
рук;
- воспитывать бережное отношение к природе
Материал: набор цветной бумаги, картон, клей, салфетка,
фломастеры.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
6
7-8
Октябрь
I неделя
Тема: «Деревья осенью»
Задачи:
- повышать интерес детей к изготовлению поделок в
технике оригами;
- повторить основные элементы складывания;
- учить точному совмещению углов и сторон в процессе
складывания, тщательно проглаживать линии сгиба;
- развивать мелкую моторику рук, точные движения
пальцев, глазомер;
- воспитывать аккуратность в работе.
Материал: набор цветной бумаги, картон, клей, салфетка,
фломастеры.
Пальчиковая гимнастика «Ветер и листья»
Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность
Фронтальный
опрос,
наблюдение,
практика
Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»
II - III
неделя
Тема: «Отгадай загадки» – мордочки животных
Задачи:
- создать у детей хорошее настроение;
- повышать интерес к занятиям оригами, используя
игровые приемы;
- учить складывать мордочки животных на основе
базовой формы «треугольник», находить острый угол,
перегибать треугольник пополам, опускать острые углы
вниз;
- продолжать учить «оживлять» поделку – дорисовывать
Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность
Фронтальный
опрос,
наблюдение,
практика
Мордочки
животных
полненных в
технике «оригами»
(пес, кот, лиса,
волк и др.)
Мусиенко
С.«Оригами в
детском саду»,
5
глаза, нос, рот.
- развивать память, внимание, мелкую моторику.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей),
фломастеры.
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж с шариком СуДжо
9
IV неделя
10
11
Ноябрь
I - II
неделя
стр. 9-11
Тема: «Стаканчики»
Задачи:
- отрабатывать навыки самостоятельного складывания
поделки в технике «Оригами», используя в работе
пооперационную карту; выполняя базовую форму
«треугольник»;
- продолжать совершенствовать навыки детей делать
правильные сгибы, совмещая углы и стороны, четко
проглаживая сгибы;
- развивать мелкую моторику рук;
Материалы: пооперационные карты и схемы,
картинки с изображение птиц, бумажные квадраты
разного размера
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж с шариком СуДжок
Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность
Наблюдение,
практика
Художественнотворческая
деятельность.
Оригами./авт.сост.Н.А.Рябкова,
стр.33
Тема: «Забавные зверюшки» по РНС «Теремок» (мышка,
заяц, лиса, волк, медведь)
Задачи:
- закрепить навык выполнения базовой формы –
«треугольник»;
- познакомить с изготовлением базовой формы
«воздушный змей»;
- продолжать совершенствовать навыки детей делать
правильные, четкие сгибы;
- развивать пространственное воображение, память,
творческие способности, конструктивное мышление;
- развивать мелкую моторику рук, вариативность
мышления;
Групповая,
практическая
деятельность
Иидуальнофндиронтальный
опрос,
наблюдение,
практика
Художественнотворческая
деятельность.
Оригами./авт.сост.Н.А.Рябкова,
Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»,
см. рисунок 1-6
6
- воспитывать художественный вкус, стремление делать
работу аккуратно, до конца, конструктивно, правильно.
Материалы:
фигурки животных (оригами), квадраты цветной бумаги,
фломастеры.
Пальчиковая гимнастика
12
13
III неделя
IV неделя
Тема: по сказки В.Сутеева «Кто сказал «Мяу?»
(котенок, щенок, лягушонок).
Задачи:
- создать у детей хорошее настроение;
- повышать интерес к занятиям оригами, используя
игровые приемы;
- упражнять в умении самостоятельно складывать
мордочки животных на основе базовой формы
«треугольник», находить острый угол, перегибать
треугольник пополам, опускать острые углы вниз;
- продолжать учить «оживлять» поделку;
- развивать память, внимание, мелкую моторику.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, фломастеры.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Работа парами,
введение сказочного
персонажа,
совместная
практическая
деятельность
Фронтальный
опрос,
наблюдение,
практика
Тема: «Совушка-сова»
Задачи:
- продолжать учить детей изготавливать фигурки в
технике оригами;
- продолжать знакомить с базовой формой «воздушный
змей», учить преобразовывать ее в поделку;
- помогать каждому ребенку добиваться желаемого
результата;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Птички».
Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность
Наблюдение,
практика
Долженко Г. И.
«Оригами – первые
шаги»
Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»
Долженко Г. И.
«Оригами – первые
шаги»
7
14
Декабрь
I неделя
Тема «Елочки в лесу».
Задачи:
- продолжать учить детей мастерить поделки в технике
оригами;
- научить мастерить елочку используя в работе пооперац.
карту;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Елочка»
Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность
Наблюдение,
практика
Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»
15
II неделя
Тема: «Птицы на ветке».
Задачи:
- закреплять умение делать фигурки в технике оригами,
на основе базовой формы «треугольник» используя
пооперационную карту, схему;
- повышать интерес к занятию через игру;
- развивать зрительно-моторную координация, память,
внимание.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей)
Пальчиковая гимнастика «Птички»
Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность
Индивидуальнофронтальный
опрос,
наблюдение,
практика
Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»
16
17
II - III
неделя
III неделя
Тема: «Новогодние украшения»
Задачи:
- вызвать у детей желание самостоятельно украсить
группу к новогоднему празднику;
- продолжать учить мастерить из бумажных квадратов
несколько поделок, используя уже знакомые приемы
складывания;
- развивать конструктивное мышление, фантазию,
воображение;
- воспитывать аккуратность в работе.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей),
пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Елочка»
Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность
Фронтальный
опрос,
наблюдение,
практика
Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»,
стр. 17
8
18
IV неделя
19
Январь
II неделя
20
21
III-IV
неделя
Тема: «Дед Мороз»
Задачи:
- закрепить умения детей делать фигурки в технике
оригами;
- вызвать радостное настроение в ожидании новогоднего
праздника;
- совершенствовать навыки работы с бумагой;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Блок работ по теме «В гостях у сказки»
Тема: по сказке В.Сутеева
«Снеговик – почтовик»
Задачи:
- создать у детей хорошее настроение;
- познакомить с новым способом складывания бумаги –
отгибание уголков;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать аккуратность.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей).
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Тема: по РНС «Заюшкина избушка»
Задачи:
- продолжать учить детей делать фигурки в технике
оригами, используя пооперационную карту и схему;
- изготавливать домики различного размера, используя
основные элементы складывания;
- закрепить навыки декоративного украшения готовых
фигурок;
- воспитывать аккуратность, усидчивость;
- развивать ловкость, наблюдательность, глазомер,
мелкую моторику рук.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность
Фронтальный
опрос,
наблюдение,
практика
Соколова С.
«Оригами для
старших
дошкольников»
Наблюдение,
Фронтальная,
введение сказочного практика
персонажа,
совместная
практическая
деятельность
Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»
Наблюдение,
Фронтальная,
введение сказочного практика
персонажа,
совместная
практическая
деятельность
Короткова, Е.А.
«Рисование,
аппликация,
конструирование в
д/с»
9
22
23
24
Февраль
Тема: по сказке «Петушок и бобовое зернышко»
I-II неделя Задачи:
- упражнять в умении преобразовывать базовую форму
«треугольник», «воздушный змей» в фигурки птиц;
- закрепить навыки декоративного украшения готовых
фигурок;
- воспитывать аккуратность, усидчивость;
- развивать ловкость, наблюдательность, глазомер,
мелкую моторику рук.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Петушок»
III неделя Тема: «Изготовим подарок папе»
Задачи:
- воспитывать у детей чувство уважения к защитникам
нашей Родины – к своим отцам и дедам, старшим
братьям, побуждать сделать им приятное;
- совершенствовать навыки работы с бумагой, используя
в работе пооперационные карты и схемы;
- развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж.
Фронтальная,
введение сказочного
персонажа,
совместная
практическая
деятельность
Индивидуальнофронтальный
опрос,
наблюдение,
практика
Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность
Наблюдение,
практика
Художественнотворческая
деятельность.
Оригами./авт.сост.Н.А.Рябкова.,
стр.71
IV неделя
Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность
Фронтальный
опрос,
наблюдение,
практика
Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»,
стр. 15
Тема: «Гномик Бим»
Задачи:
- учить детей изготавливать бумажные поделки,
состоящие из двух деталей;
- познакомить с последовательностью изготовления
поделок используя схемы, четко выполнять инструкции;
- развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж.
Тарабарина, Т.И.
Оригами и
развитие ребенка.,
стр.73
см. конспект +
пооперационные
карты. схемы
10
25
Март
I неделя
Тема: «Тюльпаны и бутоны роз»
Задачи:
- научить складывать из бумаги цветок на основе базовой
формы «треугольник», точно совмещая углы и стороны
квадрата;
- закреплять умение работать по пооперационной карте;
- развивать речь, пространственное воображение,
моторику рук и пальцев, коммуникативные способности;
- воспитывать аккуратность, усидчивость
Материалы: изображение цветов тюльпана и бутонов
роз, пооперационные карты, наборы бумаги, (по
количеству детей), клей.
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж с шариком СуДжок
Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность
Наблюдение,
практика
Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»
26
II неделя
Тема: «Гномик Бом»
Задачи:
- учить детей изготавливать бумажные поделки,
состоящие из двух деталей;
- упражнять детей в последовательном изготовлении
поделок используя схемы;
- развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж.
Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность
Наблюдение,
практика
Художественнотворческая
деятельность.
Оригами./авт.сост.Н.А.Рябкова,
стр.59
27
III неделя
Тема: «Подснежники»
Задачи:
- развивать навыки работы с бумагой, выполнять,
аккуратные точные сгибы, составлять солнце из 8
заготовок, сложенных из знакомой базовой формы
«воздушный змей»;
- продолжать учить украшать поделку дополнительными
деталями.
- развивать ловкость, наблюдательность, глазомер,
мелкую моторику рук.
Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность
Индивидуальнофронтальный
опрос,
наблюдение,
практика
Г.Морозова
«Ознакомление с
окружающим
миром.
Комплексные
занятия с
использованием
приемов
изодеятельности
для детей», стр. 112
11
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Подснежник»
28
IV неделя
Тема: «Грачи прилетели»
Задачи:
- закреплять умение детей преобразовывать базовую
форму «воздушный змей» в фигурку птицы;
- воспитывать аккуратность, усидчивость;
- развивать навыки работы с бумагой, умение выполнять,
аккуратные точные сгибы.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Птичка»
Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность
Фронтальный
опрос,
наблюдение,
практика
Тарабарина, Т.И.
«Оригами и
развитие ребенка»
29
Апрель
I неделя
Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность
Индивидуальнофронтальный
опрос,
наблюдение,
практика
Смородкина, О.Г.
«Оригами. Лучшие
модели», стр. 47
30
II неделя
Тема: «Кораблики»
Задачи:
- учить детей изготавливать поделку, используя в работе
прямоугольный лист бумаги, путем складывания его
пополам;
- развивать навыки работы с бумагой;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Кораблик»
Тема: «Рыбки плавают в водице»
Задачи:
- закреплять знания и навыки самостоятельно создавать
поделки в технике «Оригами», выполнять базовую форму
«воздушный змей»;
- продолжать совершенствовать навыки детей делать
правильные сгибы, совмещая углы и стороны, четко
проглаживая сгибы;
- развивать пространственное воображение, внимание,
память, мелкую моторику рук;
- расширять коммуникативные способности детей.
Работа в парах,
практическая
деятельность
Фронтальный
опрос,
наблюдение,
практика
Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»
12
Материал: пооперационные карты и схемы,
картинки с изображение птиц,
бумажные квадраты разного размера и цвета,
фломастеры, клеящий карандаш.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
31
III неделя
32
IV неделя
33
Май
I неделя
Тема: «Быстрые ракеты»
Задачи:
- учить детей делать из бумаги ракету;
- закрепить умение складывать квадрат по диагонали;
делать базовую форму «воздушный змей», проглаживать
сгибы;
- воспитывать чувство патриотизма;
- развивать ловкость, наблюдательность, глазомер,
мелкую моторику рук.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Будем в космосе летать!»
Тема: «Ярче солнышко свети!»
Задачи:
- развивать навыки работы с бумагой, выполнять,
аккуратные точные сгибы, составлять солнце из 8
заготовок, сложенных из знакомой базовой формы
«воздушный змей»;
- продолжать учить украшать поделку дополнительными
деталями;
- развивать ловкость, наблюдательность, глазомер,
мелкую моторику рук.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое!»
Тема: «Майский дождик. Зонтики»
Задачи:
- упражнять в самостоятельном складывании базовой
формы «воздушный змей»; собирать из готовых частей
Фронтальная,
практическая
деятельность
Фронтальный
опрос,
наблюдение,
практика
Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»
Фронтальная,
самостоятельная,
практическая
деятельность
Наблюдение,
практика
Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»
Фронтальная,
самостоятельная,
практическая
деятельность
Наблюдение,
практика
Смородкина, О.Г.
«Оригами. Лучшие
модели»
13
фигурку;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность;
- развивать зрительно-моторную координацию.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Как живешь?»
34
II неделя
Тема: «Майские бабочки».
Задачи:
- закреплять умение детей преобразовывать базовую
форму в фигуру бабочки;
- закрепить навыки декоративного украшения готовых
фигурок;
- воспитывать аккуратность, усидчивость;
- развивать ловкость, наблюдательность, глазомер,
мелкую моторику рук.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое!»
Фронтальная,
самостоятельная,
практическая
деятельность
Индивидуальнофронтальный
опрос,
наблюдение,
практика
Смородкина, О.Г.
«Оригами. Лучшие
модели», стр. 111
35
36
III - IV
неделя
Тема: «Знатоки оригами» (диагностическое).
Задачи:
- выявить умение детей самостоятельно изготавливать
поделки в технике оригами, используя разные базовые
формы;
- отработать навык навыки декоративного украшения
готовых фигурок;
- воспитывать аккуратность, усидчивость;
- развивать ловкость, наблюдательность, глазомер,
мелкую моторику рук.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика
Фронтальная,
самостоятельная
деятельность
Наблюдение,
практика
Г.Морозова
«Ознакомление с
окружающим
миром.
Комплексные
занятия с
использованием
приемов
изодеятельности
для детей», стр. 191
Итого: 36
Приложение
2
Диагностическое обследование знаний, умений и навыков детей
в конструировании из бумаги (оригами)
Критерии оценки
Ф.И.ребенка
№
Знание
основных
базовых форм и
умение
самостоятельно
их изготовить
«треугольник»
«книжка»
«воздушный змей»
н/г
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
НУ сформированы
НУ на стадии
формирования
НУ не сформированы
к/г
Умение
изготовить
несложную
поделку, следя
за показом
пед-га и
слушая устные
инструкции
н/г
к/г
Умение украсить
свою поделку,
добавляя
недостающие
детали
(нос, глаза и
т.п.)
н/г
к/г
Точность и аккуратность выполнения работы
Точность
совмещение
частей
(сторон, углов)
н/г
к/г
Проглаживание сгибов
н/г
к/г
Аккуратность
в работе
н/г
к/г
Общий
уровень
н/г
к/г
1
Параметры эффективности освоения программы
Сформированность умений и навыков работы в технике оригами.
НУ сформированы - ребенок владеет знаниями о технике оригами, умеет
складывать простые поделки, на основе основных базовых форм («Треугольник»,
«Книжка», «Воздушный змей»). Самостоятельно может украсить свою поделку,
добавляя недостающие детали; точно и аккуратно выполняет работу, совмещая
углы и стороны, сгибы получаются четкими. Самостоятельно использует в работе
пооперационную (технологическую) карту, ориентируется в терминах и знаках
принятых в схемах
НУ на стадии формирования – ребенок узнает и называет простые поделки.
Следя за показом педагога, слушая устную инструкцию, может сложить простую
базовую форму («Треугольник», «Книжка», «Воздушный змей»), несложную
поделку типа «Кошка», «Собака», «Рыбка», «Лягушка» и т.п. Может пользоваться в
работе
пооперационной
(технологической)
картой,
с
небольшой
помощью
ориентируется в терминах и знаках принятых в схемах. Самостоятельно украшать
свою поделку, добавляя недостающие детали; точно и аккуратно выполняет работу,
совмещая углы и стороны, сгибы получаются четкими.
НУ не сформированы – ребенок не может назвать основные базовые формы
и
затрудняется
в
самостоятельном
складывании.
При
изготовлении
несложной поделки требуется помощь педагога. Совмещает углы и стороны
заготовки только с помощью педагога, при проглаживании совмещенные части
разъезжаются, нет аккуратности в работе.