1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Учебный план
Содержание программы
Планируемые результаты
Календарный учебный график
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое, информационное, кадровое
обеспечение
Методическое обеспечение
Оценочные материалы
Список литературы
2
3
6
7
8
20
21
24
24
25
25
28
РАЗДЕЛ 1: «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
ТИП
ПРОГРАММЫ:
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной
направленности «Сказочный песок» (песочная терапия) предполагает освоение
материала на ознакомительном (стартовом) уровне.
Освоение программного материала ознакомительного (стартового)
уровня предполагает получение обучающимися с интеллектуальными
нарушениями коррекционной помощи в области тактильно-кинетической
чувствительности, мелкой моторики рук, психических познавательных
процессов.
- одноуровневая программа (содержание и материал выстроены в
соответствии только с одним уровнем сложности).
Программа по песочной терапии рассчитана на 1 год, реализуется с детьми с
интеллектуальными нарушениями (5 - 8 лет).
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности «Сказочный песок»
(песочная терапия) разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. №
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
5. Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от
26.09.2019г. № 1321 «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
городском округе, муниципальном районе Хабаровского края».
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: Данная программа имеет
социально-гуманитарную направленность. Ее реализация позволяет создать
условия для развития тактильно-кинетической чувствительности, мелкой
моторики рук, психических познавательных процессов, творческих
3
способностей и формирование трудовых навыков.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В настоящее время обучение дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью с применением песочной терапии рассматривается как
актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы.
Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей,
снижают уровень нервно-психического напряжения, стабилизируют внутреннее
состояние, способствуют возникновению положительных эмоций.
К тому же в ходе реализации данной программы развивается мелкая
моторика, ручная умелость, глазомер, пространственное восприятие, что имеет
важное значение в старшем дошкольном возрасте при подготовке к школьному
обучению детей с интеллектуальными нарушениями, что в свою очередь очень
востребовано родителями.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:
Песочная терапия — это метод психотерапевтического воздействия на
детей с использованием песка. Игры на песке - это самая первая деятельность
ребенка. Для ребенка незаметно игра превращается в терапию, а для дефектолога–
это возможность помочь детям. Ребенку хочется творить, что-то свое, ломать,
чтобы почувствовать силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Все эти
желания могут реализоваться в играх с песком. На песке строится первый в жизни
дом. Все это – Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему
все близко и понятно.
Игра в песок снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими,
повышает самооценку. Песочная терапия образно дает возможность ребенку
увидеть то, что реально происходит в его внутреннем или внешнем мире. Образы
становятся языком, позволяющим сообщить педагогу некоторый бессознательный
материал о самом ребенке и трудностях, с которыми он сталкивается при общении
с окружающим миром.
Кроме того, песок успешно забирает в себя негативную энергию,
трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок обладает
замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергетику.
Замечено, что в процессе терапевтической работы с песком происходит
гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует
чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что
самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем
организма ребенка.
В ходе проведения занятий по песочной терапии с детьми используется
прослушивание музыки – звуки природы или релаксационные мелодии позволяют
терапевтическим процессам идти на более глубоком уровне.
Играя с песком дети любят щупать пальчиками окружающие предметы,
любят перебирать мелкие камешки, игрушки, таким образом , учатся общаться с
окружающим миром. Песок и маленькие фигурки ― этого достаточно, чтобы
4
придумывать разные сюжеты, проигрывать конфликтные ситуации, освобождаясь
от напряжения. Полученный в такой простой песочнице опыт поможет ребенку
стать раскованнее и смелее.
Игра с песком для умственно-отсталых детей — это естественная и
доступная форма деятельности. Часто ребенок с интеллектуальной
недостаточностью словами не может выразить свои переживания, страхи и тут
ему на помощь приходят игры с песком.
Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный
и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Отличительной особенностью данной программы является использование
песочной терапии, что существенно усиливает желание ребенка узнавать что-то
новое и работать самостоятельно. В песочнице мощно развивается тактильная
чувствительность как основа «ручного интеллекта». В играх с песком более
интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание,
память, мышление), а также речь и моторика. Совершенствуется предметноигровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой
игры и коммуникативных навыков ребенка.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ: Настоящая программа адаптирована для
работы с детьми с интеллектуальными нарушениями в возрасте 5-8 лет,
рассчитана на один год обучения.
В группу принимаются дети при наличии соответствующего интереса и по
желанию родителей.
Максимальное количество детей в группе – 10 человек.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Форма объединения детей: объединение
Одновозрастная группа постоянного состава.
ОБЪЕМ И СРОКИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ, РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в течение 1 года. Обучение детей рассчитано на 36
учебных недель; 9 месяцев, 36 учебных часов.
Форма обучения: очная.
Период
Продолжительность Ко-во
Кол-во
Кол-во
Кол-во
занятий
занятий в часов в
недель
часов в
неделю
неделю
год
1 год
25 мин
1
1 часов
36
36 часов
обучения
Занятия кружка по программе «Сказочный песок» проводятся во вторую
половину дня 1 раз в неделю, по пятницам с 16.00 до 16.25. С сентября по май.
6. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности по
реализации программы дополнительного образования детей – 1 академический
час длительностью не более 25 мин в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно5
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Форма организации занятий: групповая.
Цель и задачи программы:
Цель программы: снятие психоэмоционального напряжения, развитие
тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя
детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Задачи программы:
Личностные:
Снизить эмоциональное напряжение, агрессию и тревожность.
Коррекция самооценки, воспитание чувства успешности и уверенности в себе.
Предметные:
Научить приемам работы с песком.
Метапредметные:
Способствовать развитию зрительно-пространственной ориентировки.
Развивать мелкую моторику рук и тактильно-кинетическую чувствительность,
стимулируя развитие интеллектуальных способностей.
Учебный план
№
Название раздела
1
Раздел1. Знакомство
с песочной страной.
Раздел2.
Путешествие по
песочной стране.
Раздел3. Мы
волшебники
песочнойстраны.
Итого за год
2
3
Количество часов
Всего Теори Практик
и
и
12
1
11
12
2
10
12
2
10
36
5
31
6
Формы контроля
Обобщающее занятие по
теме
Обобщающее занятие по
теме
Обобщающее занятие по
теме
Содержание программы
СЕНТЯБРЬ
Раздел1. Знакомство с песочной страной.
1.Тема: Знакомство с песочной страной (теоретическое занятие).
Теория: Песок, его свойства. Способы и приемы работы с песком в песочнице.
Практика: освоение навыков работы с песком.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи, песочные часы, листы бумаги А4, карандаши.
Ход занятия: Приветствие, разминка, игровая часть, пальчиковая игра,
упражнение «Мой мир», прощание.
2.Тема: Знакомство с песочной страной- 2 (теоретическое занятие).
Теория: Песок, его свойства. Способы и приемы работы с песком в песочнице.
Практика: освоение навыков работы с песком.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи, песочные часы, листы бумаги А4, карандаши.
Ход занятия: Приветствие, разминка, игровая часть, упражнение
«Песочные прятки», пальчиковая игра, прощание.
3.Тема: В волшебном лесу
Снижение психофизического напряжения. Развитие чувства эмпатии путем
тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение.
Развивать мелкую моторику.
Теория: Песок, его свойства. Способы и приемы работы с песком в песочнице.
Практика: освоение навыков работы с песком, развитие тактильной
чувствительности (узнавание на ощупь). Выкладывание камешков в линию, по
силуэту фигуры.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи, песочные часы, листы бумаги А4, карандаши.
Ход занятия: Приветствие, разминка, игровая часть, упражнение
«Дорожка из камушков», пальчиковая игра, упражнение «Укрась
животного», упражнение «Волшебный лес» прощание.
4.Тема: Острова чувств.
Теория: развивать представления об эмоциях.
Практика: освоение навыков работы с песком, развитие тактильной
чувствительности, умения насыпать песок в воображаемые песочные часы.
Строительство острова в соответствии с эмоцией
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла
Песочной феи, картинки песочные часы, карточки с
7
изображением эмоций.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Песочные часы», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Острова чувств», упражнение
«Острова», прощание.
ОКТЯБРЬ
5.Тема: Острова чувств-2.
Теория: развивать представления об эмоциях.
Практика: освоение навыков работы с песком, развитие тактильной
чувствительности, умения насыпать песок в воображаемые песочные часы.
Строительство острова в соответствии с эмоцией
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла
Песочной феи, картинки песочные часы, карточки с
изображением эмоций.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Песочные часы», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Острова чувств», упражнение
«Острова», прощание.
6.Тема: Игрушечный город.
Практика: освоение навыков работы с песком, развитие тактильной
чувствительности, умения насыпать песок в воображаемые песочные часы.
Строительство города из песка.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Найди игрушку в песке»,
разминка, пальчиковая игра, упражнение «Создаем игрушечный
город», упражнение «Превращение в игрушки», прощание.
7.Тема: Игрушечный город-2.
Практика: освоение навыков работы с песком, развитие тактильной
чувствительности, умения насыпать песок в воображаемые песочные часы.
Строительство города из песка.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Найди игрушку в песке»,
разминка, пальчиковая игра, упражнение «Создаем игрушечный
город», упражнение «Превращение в игрушки», прощание.
8.Тема: Джунгли зовут.
Теория: развивать представления об обитателях жарких стран.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие тактильной
чувствительности, умения отгадывать голоса животных. Строительство «Африки»
8
с обитателями. Учить обыгрывать постройку.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Голоса животных», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Превращение в животных»,
упражнение «Африка», прощание.
НОЯБРЬ
9.Тема: Джунгли зовут-2.
Теория: развивать представления об обитателях жарких стран.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие тактильной
чувствительности, умения отгадывать голоса животных. Строительство «Африки»
с обитателями. Учить обыгрывать постройку.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Голоса животных», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Превращение в животных»,
упражнение «Африка», прощание.
10.Тема: Приключение ракушки.
Теория: развивать представления об обитателях водоемов.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие тактильной
чувствительности, умения выкладывать камешки в линию. Учит создавать
морское дно с обитателями.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Удивительная ракушка»,
разминка, пальчиковая игра, упражнение «Дорожка из камушков»,
упражнение «Отыщи игрушку», упражнение «Река- море», прощание.
11.Тема: Приключение ракушки-2.
Теория: развивать представления об обитателях водоемов.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие тактильной
чувствительности, умения выкладывать камешки в линию. Учит создавать дно
реки с обитателями.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Удивительная ракушка»,
разминка, пальчиковая игра, упражнение «Дорожка из камушков»,
упражнение «Отыщи игрушку», упражнение «Река- море», прощание.
9
12.Тема: Обобщающее занятие по теме раздела.
Теория: развивать представления о подводном мире, обитателях жарких стран,
транспорте, геометрических фигурах.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь определять и называть
геометрические фигуры.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи, геометрические фигуры.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Найди транспорт», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Планета заколдованных животных»,
упражнение «Планета загадок», прощание.
ДЕКАБРЬ
Раздел2. Путешествие по песочной стране.
13.Тема: Космическое путешествие-2.
Теория: развивать представления о космосе, транспорте, геометрических
фигурах.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь определять и называть
геометрические фигуры.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи, геометрические фигуры.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Найди транспорт», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Планета заколдованных животных»,
упражнение «Планета загадок», прощание.
14.Тема: Вслед за солнышком.
Теория: развивать представления о жителях леса.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь определять фигуры.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи, фрагменты карты.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Карта», разминка, пальчиковая
игра, упражнение «Лесные загадки», упражнение «Морские глубины»,
дыхательное упражнение «Песочный ветер», прощание.
15.Тема: Вслед за солнышком-2.
10
Теория: развивать представления о жителях леса.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь определять фигуры.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи, фрагменты карты.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Карта», разминка, пальчиковая
игра, упражнение «Лесные загадки», упражнение «Морские глубины»,
дыхательное упражнение «Песочный ветер», прощание.
16.Тема: В гостях у цветочной феи.
Теория: развивать представления о цветущих растениях.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь находить предметы в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи, картинки цветов.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Корзинка с цветами»,
разминка, пальчиковая игра, упражнение «Мои желания», упражнение
«Бабочка», прощание.
ЯНВАРЬ
17.Тема: В гостях у цветочной феи-2.
Теория: развивать представления о цветущих растениях.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь находить предметы в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи, картинки цветов.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Корзинка с цветами»,
разминка, пальчиковая игра, упражнение «Мои желания», упражнение
«Бабочка», прощание.
18.Тема: Страна гномов.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь находить предметы в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Песочные прятки», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Страна гномов», упражнение
«Гномик», прощание.
11
19.Тема: Страна гномов-2.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь находить предметы в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Песочные прятки», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Страна гномов», упражнение
«Гномик», прощание.
20.Тема: Тайны подводного мира.
Теория: развивать представления о морских обитателях.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь находить предметы в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Подводные жители»,
разминка, пальчиковая игра, упражнение «Собери морских жителей»,
упражнение «Укрась морскую звезду», «Сказочный подводный мир» ,
прощание.
ФЕВРАЛЬ
21.Тема: Тайны подводного мира-2.
Теория: развивать представления о морских обитателях.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь находить предметы в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Подводные жители»,
разминка, пальчиковая игра, упражнение «Собери морских жителей»,
упражнение «Укрась морскую звезду», «Сказочный подводный мир» ,
прощание.
22.Тема: Страна чудес.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь находить предметы в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Песочные облака», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Лес чудес», упражнение «Магазин»,
12
прощание.
23.Тема: Страна чудес-2.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь находить предметы в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Песочные облака», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Лес чудес», упражнение «Магазин»,
прощание.
24.Тема: Обобщающее занятие по теме раздела..
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь определять фигурки животных
в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Найди животных», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Звери в клетке», упражнение
«Разноцветные камешки», «Случай в зоопарке», прощание.
МАРТ
Раздел3. Мы волшебники песочной страны.
25.Тема: Прогулка по зоопарку-2.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь определять фигурки животных
в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Найди животных», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Звери в клетке», упражнение
«Разноцветные камешки», «Случай в зоопарке», прощание.
26.Тема: Затерянный мир динозавров.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь определять фигурки животных
в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Раскопки», разминка,
13
пальчиковая игра, упражнение «Следы динозавров», упражнение «мир
динозавров», «Случай в зоопарке», прощание.
27.Тема: Затерянный мир динозавров-2.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь определять фигурки животных
в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Раскопки», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Следы динозавров», упражнение «мир
динозавров», «Случай в зоопарке», прощание.
28.Тема: Песочный город.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь находить предметы в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Разрезная картинка»,
разминка, пальчиковая игра, упражнение «Жители города»,
упражнение «Строим город», «Сказочный подводный мир» , прощание.
АПРЕЛЬ
29.Тема: Песочный город-2.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь находить предметы в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Разрезная картинка», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Жители города», упражнение «Строим город»,
«Сказочный подводный мир», прощание.
30.Тема: Звездная страна.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь находить предметы в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Летает – не летает»», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Картинки на песке», упражнение «Чего не стало»,
14
«Волшебные превращения», прощание.
31.Тема: Звездная страна-2.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь находить предметы в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Летает – не летает»», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Картинки на песке», упражнение «Чего не стало»,
«Волшебные превращения», прощание.
32.Тема: Феи времен года.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь находить предметы в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Снежинки», разминка, пальчиковая игра,
упражнение «В весеннем лесу», упражнение «Песочная картинка», «Осенние
листочки», прощание.
МАЙ
33.Тема: Феи времен года-2.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь находить предметы в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Снежинки», разминка, пальчиковая игра,
упражнение «В весеннем лесу», упражнение «Песочная картинка», «Осенние
листочки», прощание.
34.Тема: Искатели сокровищ.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь находить предметы в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Мост из кирпичиков», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Лес и его жители», упражнение «Морские
жители», «Сундук сокровищ», прощание.
15
35.Тема: Искатели сокровищ-2.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь находить предметы в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Мост из кирпичиков», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Лес и его жители», упражнение «Морские
жители», «Сундук сокровищ», прощание.
36.Тема: Прощание с песочной страной (мониторинг). Обобщающее занятие
по теме раздела.
Практика: продолжить освоение навыков работы с песком, развитие
тактильной чувствительности, умения на ощупь находить предметы в песке.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи.
Ход занятия: Приветствие, упражнение «Животные пустыни», разминка,
пальчиковая игра, упражнение «Лес, полный чудес», упражнение «Морские
обитатели», прощание.
Планируемые результаты
Личностные:
- У детей снизится эмоциональное напряжение, агрессия и тревожность.
-Дети повысят самооценку, станут более уверенными в себе.
Предметные:
Дети научатся приемам работы с песком.
Метапредметные:
-Дети будут демонстрировать развитие тактильно-кинетической
чувствительности, зрительно-пространственной ориентировки.
-Дети разовьют мелкую моторику рук, что будет способствовать общему
речевому и интеллектуальному развитию.
Календарный учебный график
ВРЕМЯ:16.00-16.25 пятница
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: групповая комната
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: Обобщающее занятие по теме раздела.
Анализ работы детей, анализ продукта деятельности
16
Месяц
Дата
№ Тема
Количест
во часов
Раздел1. Знакомство с песочной страной.
Сентя
брь
Октяб
рь
12
Форма
проведен
ия
Группово
е занятие
08.09.
«Знакомство с песочной
страной»
1
Группово
е занятие
15.09.
«Знакомство с песочной
страной-2»
1
Группово
е занятие
22.09.
« В волшебном лесу »
1
Группово
е занятие
29.09.
« Острова
чувств»
1
Группово
е занятие
06.10.
« Острова чувств-2»
1
Группово
е занятие
13.10.
«Игрушечный город»
1
Группово
е занятие
17
Форма
контроля
Обобщаю
щее
занятие
по теме
раздела
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
Примеч
ание
20.10.
«Игрушечный город-2»
1
Группово
е занятие
27.10.
«Джунгли зовут»
1
Группово
е занятие
02.11.
«Джунгли зовут-2»
1
Группово
е занятие
10.11.
«Приключение ракушки»
1
Группово
е занятие
17.11.
«Приключение ракушки-2»
1
Группово
е занятие
24.11.
Обобщающее занятие по
теме раздела
1
Группово
е занятие
Раздел 2. Путешествие по песочной стране.
12
Группово
е занятие
Декаб
рь
1
Группово
е занятие
Ноябр
ь
01.12.
«Космическое
путешествие-»
18
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Обобщаю
щее
занятие
Обобщаю
щее
занятие
по теме
раздела
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Январ
ь
Февра
ль
08.12.
«Вслед за солнышком»
1
15.12.
«Вслед за солнышком-2»
1
22.12.
«В гостях у цветочной феи» 1
29.12.
«В гостях у цветочной феи2»
1
12.01.
«Страна гномов»
1
19.01.
«Страна гномов-2»
1
26.01.
«Тайны подводного мира»
1
02.02.
«Тайны подводного мира2»
1
19
Группово Анализ
е занятие работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Группово Анализ
е занятие работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Группово Анализ
е занятие работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Группово Анализ
е занятие работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Группово Анализ
е занятие работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Группово Анализ
е занятие работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Группово Анализ
е занятие работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Группово Анализ
е занятие работы
детей,
09.02.
«Страна чудес»
1
Группово
е занятие
16.02.
«Страна чудес-2»
1
Группово
е занятие
29.02.
Обобщающее занятие
1
Группово
е занятие
12
Группово
е занятие
Раздел3. Мы волшебники песочной страны.
Март
01.03.
«Прогулка по зоопарку-2»
1
Группово
е занятие
15.03.
«Затерянный мир
динозавров»
1
Группово
е занятие
22.03.
«Затерянный мир
динозавров-2»
1
Группово
е занятие
29.03.
«Песочный город»
1
Группово
20
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Обобщаю
щее
занятие
по теме
раздела
Обобщаю
щее
занятие
по теме
раздела
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
е занятие
Апрел
ь
Май
05.04.
«Песочный город-2»
1
Группово
е занятие
12.04.
«Звездная страна»
1
Группово
е занятие
19.04.
«Звездная страна-2»
1
Группово
е занятие
26.04.
«Феи времен года»
1
Группово
е занятие
03.05.
«Феи времен года-2»
1
Группово
е занятие
10.05.
«Искатели сокровищ»
1
Группово
е занятие
17.05.
«Искатели сокровищ-2»
1
Группово
е занятие
21
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
24.05.
«Прощание с песочной
страной» (мониторинг)
Обобщающее занятие по
итогам раздела
РАЗДЕЛ №2: «Комплекс
условий реализации программы»
1
продукта
деятельно
сти
Группово Обобщаю
е занятие щее
занятие
по итогам
раздела и
учебного
года
организационно-педагогических
1.Материально-техническое обеспечение:
Проведение занятий предусмотрено в кабинете учителя-дефектолога
во второй половине дня. Кабинет хорошо освещен, обеспечен необходимой
мебелью, соответствующей росту детей. Мебель для занятий
промаркирована и соответствует с СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
В распоряжении группы для проведения занятий также имеется
технические средства обучения: магнитофон.
Перечень оборудования, материалов необходимых для реализации
программы
№
Наименование
Количество
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Песочницы
Песок
Материалы для песочной терапии:
Фигурки животных (набор)
Фигурки людей (набор)
Цветы (набор)
Машины (набор)
Деревья (набор)
Дома (набор)
Динозавры (набор)
Камешки, крупные бусины, ракушки
6 шт
12 кг.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
2. Информационное обеспечение:
При подготовке педагог широко использует интернет ресурсы, фото- и
видеоматериалы.
3. Кадровое обеспечение
Занятия проводит педагог с высшим педагогическим образованием, первой
квалификационной категории.
Методическое обеспечение
Формы аттестации: Карта итогового мониторинга освоения программы, карта
учета освоения детьми содержания каждого занятия.
Формы контроля: Обобщающие занятия по теме раздела, анализ деятельности
детей, анализ продуктов деятельности.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитическая справка по итогам работы за полугодия и год, видеозапись занятий,
табель посещаемости, материалы мониторинга, отзывы родителей, фото детских
работ, фото работы детей на занятиях.
Формы предъявления и демонстрации
образовательных результатов:
аналитическая справка по итогам мониторинга, диагностическая карта, открытое
занятие.
Оценочные материалы:
Карта итогового мониторинга развития детей 5-8 лет по реализации
дополнительной образовательной программы «Сказочный песок»
Ф.И. Состоя
ребен ние
ка
мелкой
мотори
ки
Уровень
познавател
ьного
интереса
Умени
е
обобщ
ать
Урове
нь
разви
тия
речи
Уровень
развития
игровой
деятельн
ости
Показатели мониторинга:
1. Состояние мелкой моторики
2. Уровень познавательного интереса
3. Умение обобщать
4. Уровень развития речи
5. Уровень развития игровой деятельности
6. Устойчивость и распределения внимания
7. Уровень воображения
8. Уровень общей осведомленности
23
Устойчив
ость и
распредел
ения
внимания
Уровень
воображ
ения
Уровень
общей
осведомлен
ности
Оценка результатов сформированности показателей определяется как:
o Сформирован
o Не сформирован
o Находится на стадии формирования
Цель итогового мониторинга: Определение результативности реализации
программы «Сказочный песок» в конце года (май).
Результаты итогового мониторинга заносятся в карту итогового мониторинга
развития детей.
Учет освоения детьми содержания каждого занятия:
1- Усвоил хорошо,
2- усвоил удовлетворительно,
3- не усвоил.
Тема занятия
Ф.И. ребенка
1.
«Знакомство с песочной страной»
2.
«Знакомство с песочной страной-2»
страной
3.
« В волшебном лесу »
4.
« Острова
5.
« Острова чувств-2»
чувств
6.
«Игрушечный город»
7.
«Игрушечный город-2»
город
8.
«Джунгли зовут»
9.
«Джунгли зовут-2»
2»
10.
«Приключение ракушки»
11.
«Приключение ракушки-2»
ракушки
12.
Обобщающее занятие.
13.
«Космическое путешествие-2»
путешествие
14.
«Вслед за солнышком»
чувств»
24
15.
«Вслед за солнышком-2»
16.
«В гостях у цветочной феи»
17.
«В гостях у цветочной феи-2»
18.
«Страна гномов»
19.
«Страна гномов-2»
20.
«Тайны подводного мира»
21.
«Тайны подводного мира-2»
22.
«Страна чудес»
23.
«Страна чудес-2»
24.
Обобщающее занятие
25.
«Прогулка по зоопарку-2»
26.
«Затерянный мир динозавров»
27.
«Затерянный мир динозавров-2»
28.
«Песочный город»
29.
«Песочный город-2»
30.
«Звездная страна»
31.
«Звездная страна-2»
32.
«Феи времен года»
33.
«Феи времен года-2»
34.
«Искатели сокровищ»
35.
«Искатели сокровищ-2»
36.
«Прощание с песочной страной»
(мониторинг). Обобщающее занятие.
Особенности организации образовательного процесса: очное обучение.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Методы воспитания: поощрение, упражнение, мотивация.
25
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации занятий: групповые теоретические и практические занятия.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные
технологии, игровая технология,
информационно-коммуникационные
технологии.
Алгоритм занятия:
Приветствие, пальчиковая игра;
Демонстрация образца, рассматривание, мотивация;
Уточнение приёмов создания работы, изготовление поделки;
Индивидуальная помощь;
Положительный анализ детских работ;
Прощание.
При организации игр-занятий, воспитателю необходимо помнить следующие
правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя
его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех
ребенка.
Список литературы:
1. Н.А. Сакович «Технология игры в песок. Игры на мосту»
2. Т.М.Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева «Чудеса на песке.
Песочная игротерапия».
3. Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице». Песочная терапия в
работе с детьми.
4. Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы
средствами песочной терапии , под.ред. М.А.федосеева
5. О.Ю. Епачинцева «Роль песочной терапии в развитии
эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
26
27