№
I.
II.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
IV.
V.
1.
2.
Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса
Цель и задачи воспитания
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Виды, формы и содержание деятельности
Модуль «Традиции детского сада»
Модуль «Непосредственно-образовательная деятельность»
Модуль «Детско-взрослые сообщества»
Модуль «Музейная педагогика»
Модуль «Дополнительное образование»
Модуль «Ранняя профориентация»
Модуль «Организация развивающей предметно-пространственной среды»
Модуль «Работа с родителями»
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Литература
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Приложения
Приложение 1. Календарный план воспитательной работы
Приложение 2. Диагностические материалы
Стр.
3
4
5
7
7
9
12
18
21
22
24
25
27
29
31
31
47
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее - Программа) Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада
комбинированного вида № 67 определяет содержание и организацию воспитательной работы на уровне дошкольного образования в дошкольном
образовательном учреждении (далее – ДОУ).
Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в
силу с 01.09.2020).
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года».
4.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р).
5.
Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
6.
Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
7.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р.
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 “Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи” (СП 2.4.3648-20).
Программа учитывает:
- «Примерную программу воспитания», которая была разработана сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках
государственного задания и одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня
2020 г. № 2/20).
Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ и призвана
помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
Программа – это комплекс основных характеристик осуществляемой в ДОУ воспитательной работы (цель, задачи, представленные в
соответствующих модулях основные сферы совместной деятельности участников образовательных отношений, основные направления
самоанализа воспитательной работы), структурируемый в соответствии с примерной программой воспитания.
Программа показывает, каким образом педагогические работники ДОУ могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми
деятельности и тем самым сделать наш детский сад воспитывающей организацией.
В центре Программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом (далее –
ФГОС)
дошкольного
образования находится приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одним из результатов
реализации Программы станет установка у выпускников ДОУ положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому
себе, чувство собственного достоинства, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Программа призвана: развивать чувство патриотизма и гражданственности, уважения к старшему поколению, само- и взаимоуважения,
бережного отношения к культуре и истории Отечества, его природным богатствам (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ
Содержание воспитательной деятельности разработано на основе модульного принципа. Модули - это конкретные воспитательные
практики, которые реализуются в дошкольном учреждении. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных в Программе задач
воспитания. То есть: одна задача – один модуль.
Коллектив ДОУ вправе разрабатывать и включать в Программу те модули, которые помогут в наибольшей степени реализовать
воспитательный потенциал детского сада с учетом имеющихся социальных, кадровых и материально-технических ресурсов.
К Программе прилагается календарный план воспитательной работы.
I.
Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса
Воспитательный процесс в ДОУ организован на основе настоящей Программы и направлен на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
Специфика расположения детского сада, особенности социокультурного и образовательного окружения, социальные партнеры ДОУ,
особенности контингента воспитанников – факторы, оказывающие влияние на особенности воспитательного процесса, описаны в Основной
образовательной программе дошкольного образования МДОУ детского сада комбинированного вида №88 (см. Целевой раздел Программы,
п.1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики).
В связи с тем, что ДОУ является единственным в городе Комсомольске-на-Амуре дошкольным учреждением с группами компенсирующей
направленности (для детей с нарушениями зрения), воспитательно-образовательный процесс построен с учетом особых образовательных
потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения: косоглазие, амблиопия, астигматизм и др.), спецификой их
психофизического развития, обеспечивает коррекцию нарушений развития детей со зрительной депривацией, абилитацию и реабилитацию.
В течении многих лет приоритетным направлением деятельности ДОУ является физкультурно-оздоровительное направление. Целью
которого является воспитание потребности у дошкольников в здоровом образе жизни, интереса к различным доступным видам двигательной
активности, формирование положительных нравственно-волевых качеств, привитие культурно-гигиенических навыков, создание условий для
полноценного физического и психического здоровья дошкольников.
-Особенности социального окружения
Детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями социума. Взаимодействие ДОУ с
социумом включает в себя: работу с органами местного самоуправления; взаимодействия с учреждениями здравоохранения, образования, науки и
культуры, с семьями воспитанников детского сада.
Взаимодействие каждого из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг
друга, соблюдение законов и других нормативных актов.
Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для участников образовательных отношений;
- признание самоценности периода дошкольного детства. Построение отношений между взрослыми и детьми на основе, доверия, сотрудничества,
любви, доброжелательности, уважения личности каждого ребенка;
- единство и взаимосвязь основных направлений развития личностной базовой культуры с учетом целостной природы ребенка, его уникальности,
индивидуального своеобразия.
- опора на положительное в личности ребенка, вера педагогов в положительные результаты воспитания, подход к каждому ребенку с
«оптимистической гипотезой»
- организация основных совместных дел воспитанников и педагогических работников как предмета совместной заботы
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах. - сетевое
взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и
воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для
обогащения детского развития.
II.
Цель и задачи воспитания, планируемые результаты.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» воспитание - деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в +интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (ст. 2, п. 2, в редакции Федерального закона «Об образовании в РФ» от 31.07.2020 N 304ФЗ).
Исходя из данного определения сформулирована общая цель воспитания в ДОУ: формирование общей культуры личности, в том числе
развитие социальных, нравственных, эстетических качеств, ценностей здорового образа жизни, физических качеств, самостоятельно сти и
ответственности ребенка.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников.
В воспитании детей младшего дошкольного возраста
Цель: обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в
исследовательской деятельности и других формах активности.
Задачи:
- развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;
- сформировать коммуникативную и социальную компетентности;
– развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
– содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
–сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки о т снега,
ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать 7 посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в
различных видах деятельности, в том числе творческой;
- сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн).
В воспитании детей старшего дошкольного возраста
Цель: обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуально-познавательных способностей, социально-нравственных,
эстетических, физических качеств.
Задачи:
- обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе;
- поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление
детского сообщества;
- воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма;
- углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению
ценностей здорового образа жизни; -сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании
самоценности природы;
- развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его
жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов;
– поощрять проявления морально-волевых качеств.
Организовать работу с семьями воспитанников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение вопросов
личностного развития детей.
Задачи:
1.Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.
2.Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
3.Повышение педагогической культуры родителей.
Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие:
-сотрудничество
- общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать;
-взаимодействие
- способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного познания
окружающего мира) и с помощью общения.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения.
Ш.
Виды, формы и содержание деятельности.
Реализация цели и задач данной Программы осуществляется в рамках нескольких направлений воспитательной работы ДОУ. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль« Наши традиции»
3.2.Модуль «Гражданское - патриотическое воспитание»
3.3.Модуль «Физическое воспитание»
3.3.4. Модуль « Непосредственно образовательная деятельность»
3.5.Модуль «Дополнительное образование»
3.6.Модуль «Ранняя профориентация»
3.7. Модуль «Развивающая предметно-пространственная среда»
3.8. Модуль «Взаимодействие с родителями»
1.1Модуль« Наши традиции»
Традиции являются основой воспитательной работы в дошкольном учреждении. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду –
это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим
делам, совместному творчеству.
В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может
применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности.
В детском саду существует четкая программа действий по осмыслению, организации и развитию традиций, которые позитивно влияют на
социализацию и развитие личностных качеств детей дошкольного возраста.
Цель проведения традиционных мероприятий: организация в ДОУ единого воспитательного пространства для формирования социального
опыта дошкольников в коллективе других детей и взрослых.
Задачи:
1.
Формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с другом и с окружающими взрослыми.
2.
Формировать умение каждого ребенка устанавливать и поддерживать необходимые контакты с детьми разных возрастных групп.
3.
Способствовать освоению социальных ролей: мальчик-девочка; старший - младший; член коллектива; житель своего города,
гражданин своей страны.
4.
Приобщать к истории и культуре народов России в процессе традиционных коллективных мероприятий.
5.
Развивать гражданскую позицию, нравственность, патриотизм, инициативу и самостоятельность воспитанников в различных
коллективных видах детской деятельности.
6.
Воспитывать доброжелательность и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям.
Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости обогащения детского опыта, приобщения к ценностям,
истории и культуре своего народа.
Дела, выходящие за пределы ОО
Общесадиковые дела
Групповые дела
Младший возраст
Общественно-политические праздники:
Выставка поделок из природного материала «Осень
-«Международный женский день»
золотая»
Сезонные праздники
Оформление папки-передвижки: «Скоро Новый год», «Что
-« Здравствуй, здравствуй Новый год»
дарить детям на праздник?»
-« Русская Масленица»( дети выступают в Конкурс «Подарок для елочки»
роли зрителя)
Выставка детских работ ко Дню Защитника Отечества.
Социальные и экологические акции
Фотовыставка и выставка детских рисунков «Мамочка
-«Покорми птиц зимой»
любимая моя»
-«Чистые дорожки»
Изготовление открыток ко дню 8-го марта.
Фотовыставка «Я и моя семья».
«День рождения»;
Изготовление кормушек;
Старший возраст
Участие в детской самодеятельности
Общественно-политические праздники
Сотрудничество с детской библиотекой -«День Победы»
« Экскурсия в школу»
-« Смотр песни и строя, посвященный дню
защитника Отечества»
-«Международный женский день»
Сезонные праздники
-«Календарь настроения»;
- «День рождения»;
- «Чистая пятница»;
- «Наши соседи» (поход в гости с концертными номерами
в соседнюю группу);
- «Наши достижения».
-«Осень золотая»
-« Здравствуй, здравствуй Новый год»
-« Русская Масленица»
-«Церемонии награждения (по итогам года)
дошкольников за активное участие в жизни
ДОУ, защиту чести ДОУ в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный
вклад в развитие ДОУ»
Конкурс чтецов (посвященный Дню
Матери»
- «Выставка поделок из природного материала «Осень
золотая»
Тематические мероприятия
-«День знаний»
-«День пожилого человека»
-«Этот удивительный космос»
-«В здоровом теле, здоровый дух»
- «Выпускной бал»,
Социальные и экологические акции
-«Открытка для ветерана»
-«Бессмертный полк»
-«Чистые дорожки»
-«Покорми птиц зимой»
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественноэстетическая.
Планируемые результаты (Младший возраст)
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
Планируемые результаты (Старший возраст)
Развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного
развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;
- формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и
ответственности, активной жизненной позиции;
-развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
- организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических
ценностей и идеалов, прав свободного человека;
-воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной
культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
-объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и
общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.
Основные формы и содержание деятельности:
1.
Проекты. В настоящее время проекты являются самой распространенной формой взаимодействия всех участников образовательных
отношений. Традиционные события оформляются в различные проекты, где предусматриваются различные виды детской деятельности и формы
проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое мероприятие.
2.
Совместные игры. Это одна из основных форм воспитательного воздействия в процессе проведения традиционных мероприятий.
Применяются различные виды игр: сюжетно-ролевые, творческие, подвижные и малоподвижные, народные, игры-драматизации, квестигры.
3.
Творческие мастерские и детские студии. В мастерских и студиях ребята занимаются рисованием, лепкой, аппликацией,
конструированием. Делают различные макеты, лэпбуки, экологические мобили, подарки, поделки для выставок, социальных акций. Совместно с
воспитателями и родителями изготавливают атрибуты для совместных мероприятий.
4.
Выставки. По тематике многих мероприятий проводятся выставки: информационные, фотовыставки, декоративно-прикладного
искусства, экологические, социальные. Традиционными в детском саду стали выставки детских работ «Дары осени», «Моя милая мама»,
«Здравствуй, здравствуй Новый год», «Этот удивительный космос», «Защитники Отечества», «Они сражались за Родину», фотовыставки «Мой
домашний любимец», «Расцветай, мой край родной».
5.
Ярмарки достижений. На ярмарках представляются творческие работы детей. Активно привлекаются родители для участия в
ярмарках семейного творчества по различным направлениям.
6.
Социальные и экологические акции. В акциях принимают участие сотрудники, родители и воспитанники дошкольного
учреждения. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, социокультурные и экологические навыки, активную жизненную
позицию.
7.
Конкурсы, викторины. Эти мероприятия имеют познавательное содержание и проходят в развлекательной форме. Проводятся по
всем направлениям развития дошкольников.
8.
Музыкально-театрализованные представления. Данные представления проводятся в виде концертов, театральных постановок,
развлечений, музыкальной или театральной гостиной.
9.
Спортивные и оздоровительные мероприятия. В рамках многих традиционных событий предусматриваются различные виды
двигательной деятельности (физкультурные досуги, соревнования, эстафеты), которые развивают у детей потребность в здоровом образе жизни и
воспитывают любовь к спорту.
2.1.
Модуль« Гражданско-патриотическое воспитание »
Дошкольный возраст – это самый благоприятный период для развития таких качеств, как патриотизм. Ведь дети в таком возрасте наиболее
восприимчивы, эмоциональны, готовы к сопереживанию. Именно в дошкольном возрасте идет процесс формирования личностных ориентиров,
поэтому можно более плодотворно проводить воспитательную работу
Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
1-3 лет (младший возраст)
Средний возраст
Старший
Задачи: Формировать первичные
представления об Отечестве, о
социально – культурных ценностях,
быте, традициях и праздниках
России. Воспитание эмоциональноценностного отношения к своему
Отечеству, малой родине.
Развивать
интерес
к
русским
традициям и народным промыслам.
Задачи: формирование духовно-нравственного
отношения и чувства сопричастности к
родному дому семье, детскому саду, городу,
селу;
формирование духовно-нравственного
отношения и чувства сопричастности к
культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного
отношения к природе родного края и чувства
сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации,
понимания своих национальных
особенностей, чувства собственного
достоинства, как представителя своего народа,
и толерантного отношения к представителям
других национальностей (сверстникам и их
родителям, соседям и другим людям).
Задачи: формировать у детей уважительные отношения и
чувства принадлежности к своей семье, малой и большой
родине на основе приобщения к культуре, традициям и
родной природе.
– формировать представления о России как о родной
стране, о государственной символики России, о Москве
как о столице России;
-воспитывать
чувство
патриотизма,
уважения
к
культурному прошлому России средствами эстетического
воспитания: музыки, изодеятельности, художественного
слова.
- создавать благоприятные условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка;
Дела, выходящие за пределы ОО
Общесадиковые дела
Младший возраст
Групповые дела
Экскурсии « Моя группа», «Мой детский сад»
Выставка рисунков « Мой любимый детский
сад»
- Конкурс альбомов « Моя семья»
«День Защитника Отечества»
«Масленица»
«День народного единства»
Проекты: «Русские матрешки», «В гостях у сказки»,
Конкурс рисунков «Моя любимая бабушка (мой дедушка)
Составление фото-альбома « Как наша семья проводит
выходной день».
«Разбудим березку!» Целевая прогулка к березе – символу
России.
Знакомство с предметами декоративно-прикладного
искусства
Выставка детских книг, иллюстраций с русскими
народными сказками
.
Чтение потешек, сказок.
Просмотр мультфильмов на патриотическую тему.
Слушание русской народной музыки.
Старший возраст
«День пожилого человека»- выход детей в
Дом Ветеранов с концертными номерами.
- Международный конкурс
военной
песни посвященный Дню Победы в
великой ВОВ
-Городской
Интернет
конкурс
патриотической песни « Виват Россия»,
в рамках празднования Дня Защитника
Отечества
- Праздничный концерт в Доме
-«День России»
-Веселые старты «Сильные и ловкие»
-Выставка рисунков « Мой любимый
детский сад»
-Конкурс стихов о любимом городе
- Конкурс альбомов « Моя семья»
- Праздничное представление
для бабушек и дедушек.
Песни, частушки, стихи,
конкурсы.
-Конкурс рисунков «Моя любимая
бабушка (мой дедушка)
-Организация выставки книг, брошюр,
Экскурсии «Мой город», «Мой микрорайон (улица)»
Проекты: «Народные праздники и традиции», «Моя страна»,
«Мой родной край»
Путешествие по улицам родного города. (близлежащим паркам)
«Урок доброты». Изготовление открыток «С Новым
годом!» для пожилых людей в Дом Ветерана
Исторический вечер «Столица нашей Родины – Москва»
Ветеранов , посвященный « Дню
пожилого человека»
- Шествие детей в привокзальном
микрорайоне с акцией « Бессмертный
полк»
альбомов по теме «Никто не забыт и ничто
не забыто!»
-Спортивный
досуг,
посвященный
празднованию Дня защитника Отечества
- «Мы за чистый детский сад». Уборка
листьев на территории детского сада
Спортивная программа: «Полѐт в космос»;
Конкурсная программа «Праздник русского
фольклора».
Планируемые результаты (Младший возраст)
Дети приобщены к русской культуре. Имеют представление о своей стране, малой родине; знают название родного города. Знают и называют
героев русских сказок; предметы быта, народные праздники.
Планируемые результаты (Старший возраст)
-имеют представления о семейных ценностях, семейных традициях, бережном отношение к ним;
- проявляют нравственные чувства, эмоционально- ценностное отношение к семье;
- проявляют ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей семьи, своей страны;
- проявляет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое
отношение к младшим;
- имеет первичные представления о гражданских ценностях, ценностях истории, основанных на национальных традициях, связи поколений,
уважении к героям России;
- знает символы государства – Флаг, Герб Российской Федерации и символику субъекта Российской Федерации, в которой живет;
- проявляет высшие нравственные чувства: патриотизм, уважение к правам и обязанностям человека;
- имеет начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- проявляет познавательный интерес и уважение к важнейшим событиям истории России и ее народов, к героям России;
- проявляет интерес к государственным праздникам и имеет желание участвовать в праздниках и их организации в ДОО.
Основные формы и содержание деятельности:
Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д;
Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;
Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью;
Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников;
Участие в посильных общественно-полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству
территории детского сада и т. п.);
непосредственно образовательная деятельность (различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской
Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории)
Праздник – особая форма воспитательной работы. Его отличительные особенности состоят в том, что, во-первых, в его основе лежит
радость, положительные эмоции. Праздник используется , как средство сплочения детей, проживания ими социально-ценностных
отношений друг к другу, школе, окружающим людям.
2.2.
Модуль« Физическое воспитание»
Физическое воспитание направлено на достижение целей гармоничного физического развития дошкольника. Включение детей в
двигательную, познавательно-исследовательскую деятельность, восприятие произведений изобразительного искусства, способствуют
становлению у детей ценностей здорового образа жизни: бережного отношения к своему организму, овладению необходимыми гигиеническими
навыками; у детей формируется уверенность в себе, появляется чувство удовлетворения от развивающейся ловкости, смелости, быстроты и
красоты движений. Развивается самосознание ребенка, образ физического «Я» становится важным компонентом личностной культуры
дошкольника.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения
собственного здоровья, создание условий для становления творческой, интеллектуальной, духовно и физически развитой личности, способной к
осознанному саморазвитию.
1-3 лет (младший возраст)
Задачи: Развитие устойчивого
интереса к движениям и физическим
упражнения м. Поддерживать
двигательную активность. Развитие
потребности детей в движении,
развитии положительных эмоций,
активности. Формирование
начальных представлений о
здоровом образе жизни и правилах
безопасного поведения,
формирование интереса к изучению
себя, своих физических
возможностей; воспитание
бережного отношения к своему
Средний возраст
Задачи: Формирование потребности в
двигательной активности, Воспитание
бережного отношения к своему здоровью и
здоровью других людей, Развитие
потребности детей в движении, развитии
положительных эмоций, активности.
Старший
Задачи: Совершенствование навыков самостоятельного
регулирования двигательной активности, чередуя
наиболее интенсивные с менее и с отдыхом.
Формирование умения правильно оценивать свои силы и
возможности при реализации двигательных задач;
соотносить результат движения с величиной приложенных
усилий. Воспитание ценностного отношения к здоровью и
человеческой жизни; формирование потребности в
бережном отношении к своему здоровью, желание вести
здоровый образ жизни
здоровью; развития интереса к
правилам здоровьесберегающего
поведения.
Дела, выходящие за пределы ОО
Общесадиковые дела
Групповые дела
Младший возраст
Физкультурные досуги, игры и развлечения.
Ритмическая гимнастика на улице в теплое
время года.
Физкультурные занятия на улице (участке) в
теплое время года.
Прогулка с детьми в двигательной
активности -(индивидуальная работа по
развитию движений, спортивные
упражнения, подвижные игры на свежем
воздухе).
-Занятия физкультурой;
-физкультурно- оздоровительная работа в режиме дня:
утренняя гимнастика,
Пальчиковая гимнастика,
подвижные игры и физические упражнения на прогулке,
физкультминутки,
упражнения после дневного сна,
закаливающие мероприятия;
Старший возраст
Городской турнир по мини-футболу
« Футбольные надежда»
- Спортивные городские мероприятия
День здоровья»
«Дни и недели открытых дверей»
«Зимняя олимпиада»
«Зимушка – Зима» - зимний спортивный
праздник.
«Эстафета для сильных и смелых» посвящённая Дню защитника отечества
Физкультурные занятия
Утренняя гимнастика
Закаливающие процедуры
Физкультминутки
Подвижные игры
Прогулки
Самостоятельная двигательная деятельность
Физкультурные досуги
Физкультурные праздники
Дыхательная гимнастика
Основные формы и содержание деятельности:
1 Физкультурные занятия.- являются основной формой физического воспитания в ДОУ
2 Физкультурно-оздоровительные (утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика после сна, физкультминутки, закаливающие процедуры
в сочетании с физическими упражнениями, хождение по массажным коврикам, пальчиковая, артикуляционная, мимическая, дыхательная
гимнастика, степ аэробика.)
- Утренняя гимнастика является обязательной частью ежедневного режима ребёнка в семье, яслях, детском саду. Она предполагает
совокупность специально подобранных упражнений, оказывающих разностороннее воздействие на организм занимающихся в целях укрепления
здоровья, развитие двигательных умений и качеств, совершенствование двигательных способностей с учётом физической нагрузки на организм,
также она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к
бодрствованию.
Утренняя гимнастика, влияя на формирование правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращения, содействует обмену
веществ , целеустремлённость, способствует повышению умственной деятельностью, вызывает эмоции и радостные ощущения.
Значение физкультминутки (кратковременные) заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности,
снимающей утомления, восстанавливающей эмоционально — положительные состояния психики.
Если в процессе занятия ребёнок долго сидит, то вследствие статического состояния мышц возникают застойные явления, влияющие на
нервную систему и вызывающие чувства усталости. Ребёнок начинает проявлять «двигательное беспокойство», старается изменить позу, подчас
невыгодную для формирующейся осанки. Выполнение физических упражнений или подвижная игра вызывает активную работу мышц, а это в
свою очередь усиливает кровообращения и тем самым повышает интенсивность работы сердца, дыхания. Всё вместе влияет на восстановление
эмоционально - положительного состояния психики ребёнка, повышение умственной деятельности и общего физического состояния. Усталость
исчезает, ребёнок отдохнул и снова охотно занимается.
Закаливающие процедуры в сочетание с физическими упражнениями также играют немалую роль в физкультурно-оздоровительных
мероприятиях.
В дошкольных учреждений в целях закаливания детей используется воздушные ванны, водные процедуры и солнечные ванны. Активная
мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей
внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, а если ребёнок активен, она осуществляется естественно и
просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребёнка физическими упражнениями вызывает эмоциональный подъём,
повышают функции нервных центров, благотворно воздействует на вегетативную нервную систему.
3Физкультурный досуг.- Основное назначение это– организация активного отдыха. Эти занятия проводятся 1-2 раза в месяц по 15-25 минут в средней
группе, 25-35 минут – в старшей и подготовительной группах. Для активного отдыха подбираются упражнения, уже освоенные детьми на
физкультурных занятиях, чтобы они могли состязаться в быстроте, ловкости, находчивости, сообразительности.
4Физкультурные праздники.- представляют собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений
в формировании двигательных навыков. Основу программы физкультурного праздника должны составлять весёлые подвижные игры
и разнообразные физические упражнения, усвоенные на регулярных физкультурных занятия, они не требуют специальной подготовки и
естественно вливаются в праздничную программу, доставляя детям большое удовольствие. Вся многообразная двигательная деятельность детей
проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения
детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходимая смена деятельности, дозировка её, соблюдения всего двигательного режима.
5Самостоятельная двигательная деятельность.
6Прогулки и экскурсии за пределы детского сада.
7 Совместные физкультурные занятия детей и родителей.
Планируемые результаты (Младший возраст) дети проявляют интерес к физическим упражнениям; физкультурным занятиям; стремятся к
самостоятельной двигательной активности.
Планируемые результаты (Старший возраст) У ребёнка сформирована мотивация активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом,
Развита культура здорового питания. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив владеет основными движениями,
может контролировать свои движения и управлять ими.
1.4. Модуль « Непосредственно образовательная деятельность»
Непосредственно образовательная деятельность в дошкольных учреждениях реализуется через организацию различных видов детской деятельности,
развитие личности, мотивации и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования
детей (далее - образовательные области):
✓ социально-коммуникативное развитие;
✓ познавательное развитие;
✓ речевое развитие;
✓ художественно-эстетическое развитие;
✓ физическое развитие.
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель: создание условий для развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
Образовательная
область
Социальнокоммуникативное
развитие
Основные задачи воспитания
Младший возраст
— Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах с игрушками,
предметами и взаимной симпатии.
— Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь и доверие к взрослым и сверстникам.
Средний возраст
— Воспитывать доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам: проявлять интерес к поступкам людей, вызывать
эмоциональную отзывчивость.
— Способствовать развитию умений сопереживать литературным героям, доброе отношение к животным и растениям.
— Воспитывать культуру общения, развивать у детей уверенность в себе, стремление быть самостоятельным.
Старший возраст
— Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками,
заботливого отношения к малышам.
— Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние
окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
— Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к
людям, сдерживать
непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
— Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать
социально одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
Познавательное
развитие
Младший возраст
— Поддерживать детское любопытство и воспитывать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному
познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами).
— Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, воспитывать желание делать
добрые поступки для людей, семьи.
— Воспитывать желание у детей к элементарной познавательно – исследовательской деятельности: наблюдения, игры —
экспериментирования, развивающие и дидактические играх в различных видах деятельности.
Средний возраст
— Проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в выполнении и
достижении результата.
— Способствовать развитию интереса к сенсорным эталонам.
— воспитывать интерес к миру природы, социальному миру, к предметам и объектам рукотворного мира.
— Прививать любовь к Родине.
Старший возраст
— Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего
мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
— Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
(природе, людям, предметам).
— Способствовать формированию интереса о людях, их нравственных качествах, гендерных
отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.
— Воспитывать интерес к родному городу и стране, гражданско-патриотические чувства.
— Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в
мире, места человека в нем.
— Воспитывать интерес к коллективным исследованиям, желание обсуждать его ход, договариваться о совместных
продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные
результаты познания.
— Воспитывать уверенность детей в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства.
— Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.
— Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.
Речевое развитие
Младший возраст
— Воспитывать у детей умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со
взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
— Воспитывать желание с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми и сверстниками.
— Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать.
Средний возраст
— Воспитывать у детей инициативность и самостоятельность в речевом общении со взрослыми и сверстниками,
использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.
— Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и
взрослыми при
пересказе литературных текстов.
— Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать
причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.
— Воспитывать интерес к родному языку, к правильному слово произношению.
Старший возраст
— Воспитывать у детей интерес к правилам речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей
следовать им в процессе общения.
— Воспитывать интерес к письменным формам речи.
— Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
— Воспитывать интерес к речевому творчеству
Детей.
— Воспитывать познавательную и деловую
активность в общении со взрослыми и
сверстниками, умения делится знаниями, задавать вопросы.
— Поддерживать интерес к использованию в речи средств языковой выразительности:
антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
— Воспитывать интерес к творческим рассказам, использовать личный и литературный опыт,
индивидуальные интересы и способности.
— Воспитывать внимание к рассказам сверстников, помогать им в случае
затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно и конструктивно исправлять их.
Художественноэстетическое
развитие
Младший возраст
— Формировать сенсорный опыт и воспитывать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и
качества предметов, на
эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать
героям, привлекать внимание к некоторым средствам выразительности.
— Воспитывать желание принимать участие в создании совместных композиций, испытывать совместные эмоциональные
переживания.
— Поддерживать желание детей эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и
сопереживать изображенным
героям и событиям.
— Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать.
— Воспитывать интерес к музыкальным произведениям, развивать слуховую восприимчивость.
Средний возраст
— Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях
окружающего мира, умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы.
— Активизировать интерес к произведениям народного и профессионального искусства и формировать опыт восприятия
произведений искусства различных видов и жанров, способствовать освоению некоторых средств
выразительности изобразительного искусства.
— Поощрять желание и развивать умения воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания;
поддерживать творческое начало в процессе восприятия прекрасного и собственной изобразительной деятельности.
— Воспитывать интерес к книжной графике, живописи, скульптуре, архитектуре.
— Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, изобразительным материалам и
инструментам, стремление заниматься изобразительной деятельностью по
собственному желанию.
— Воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
— Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и
событиях в разных видах
художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игредраматизации.
— воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства
музыки.
— стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной
деятельностью.
— Воспитывать желание освоить элементы танца и ритмопластики для создания музыкальных, двигательных образов.
Старший возраст
— Развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную
деятельность.
— Воспитывать умения откликаться и замечать красоту окружающего мира, дифференцированно воспринимать
многообразие форм, цвета, фактуры, способы их передачи в художественных образах. Ассоциировать и образно
воспринимать их. Развивать художественно-эстетические способности.
— Воспитывать интерес к разным видам декоративно – прикладного искусства.
— Поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения искусства и собственной творческой
деятельности: самостоятельность, инициативности, проявлении индивидуальности,
творчества.
— Продолжать развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.
— Воспитывать стремление к созданию оригинальных композиций для оформления
пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр.
— Воспитывать творческую активность и
самостоятельность; склонность к интеграции
видов деятельности.
— Поддерживать у детей интерес к литературе, обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных
жанров фольклора
(волшебные и бытовые сказки, метафорические загадки, былины), литературной прозы (сказка-повесть, рассказ с
нравственным подтекстом) и
поэзии (басни, лирические стихи, литературные загадки с метафорой, поэтические сказки).
— Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать
музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность
языка сказок и рассказов.
— Поддерживать самостоятельность и инициативность детей в художественно-речевой деятельности на основе
литературных текстов.
— Воспитывать интерес к музыкальному творчеству, стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации
танцев, игр, оркестровок.
— Воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа, предмета народного
промысла, архитектурного объекта.
— Воспитание начальных ценностных установок, уважительного отношения к промыслам родного края; развитие и
поддержку детского интереса к
«истории» народных промыслов и искусства, необычным предметам, интересным художественным образам.
— Воспитывать самостоятельность, инициативу, индивидуальность.
Физическое
развитие
Младший возраст
— Воспитывать интерес к двигательной активности и физическим упражнениям, желание участвовать в подвижных играх.
— Воспитывать культурно-гигиенические навыки, умение радоваться своей самостоятельности и результату.
Средний возраст
— Формировать у детей потребность в двигательной активности, интерес к
элементарным правилам здорового образа жизни.
— Воспитывать самостоятельно и желание правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за
своим внешним видом; вести себя за столом во время еды; самостоятельно одеваться и раздеваться,
ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования).
— Воспитывать интерес к здоровому образу жизни, формировать представления о вредных привычках, приводящих к
болезням; об опасных и безопасных ситуациях для здоровья, а
также как их предупредить.
Старший возраст
— Формировать интерес к спортивным играм
и упражнениям.
— Воспитывать у детей стремление самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со
сверстниками и малышами.
— Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, развивать
устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и
Здоровье формирующего поведения.
— Формировать представления о некоторых видах спорта, развивать интерес к физической культуре и спорту.
В процессе НОД применяются такие методы работы, которые дают возможность дошкольникам выразить своё мнение, обсудить проблему,
согласовать со сверстниками и взрослым какое-то действие, приобрести опыт межличностных отношений.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, трудовая, художественно-эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
Образовательные ситуации. В процессе образовательных ситуаций у детей формируются представления о социальных нормах
общества, об истории и культуре своего народа, своей Родины и другие социально-ценностные представления. Образовательные ситуации носят
интегрированный характер, так как включают воспитательные задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике: в
игровой, познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической и физической деятельности.
2.
Мотивационно-побудительные игровые ситуации (игры-приветствия, загадки, сюрпризные моменты, приглашение к
путешествию). Применяются для развития у дошкольников интереса и желания участвовать в деятельности, создания положительного
эмоционального фона.
3.
Обсуждение. Детям демонстрируются примеры нравственного поведения, проявления человеколюбия и добросердечности
посредством чтения, решения проблемных ситуаций, примеров из жизни. В ходе обсуждения уточняются социальные представления
воспитанников, сформированность их личных норм и правил.
1.
Коммуникативные игры. Направлены на формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками. Проводятся в атмосфере
доброжелательности, непринуждённой обстановки и эмоциональной вовлечённости каждого ребенка.
5.
Дидактические игры. Это игры активного обучения. Посредством доступной и привлекательной формы деятельности уточняются
и углубляются знания и представления детей, анализируются конкретные ситуации, осуществляется игровое проектирование.
6.
Продуктивная деятельность. Включает рисование, лепку, аппликацию, конструирование, изготовление поделок, игрушек. Дети
становятся активными участниками своего собственного развития, так как видят результат своего труда. У них развивается творческая
самостоятельность и инициатива.
7.
Игры-практикумы. Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в практическую деятельность,
дошкольники учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
8.
Применение ИКТ. На занятиях используются мультимедийные презентации, видеофильмы, мультфильмы по различным
направлениям: нравственные ценности, природный мир, история и культура родного края, здоровый образ жизни.
4.
1.5.Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование в ДОУ является одним из важных условий для развития личностных качеств ребенка и призвано расширить
воспитательный потенциал образовательной деятельности. При организации дополнительных образовательных услуг педагогами были изучены
образовательные интересы и потребности дошкольников и их родителей. На основании запросов были разработаны дополнительные
общеобразовательные программы различной направленности:
Социально-гуманитарной направленности
- помогают детям социализироваться и самореализовываться в обществе.
Задачи этого направления:
- Привить нормы морали, общечеловеческие ценности
- Научить взаимодействовать с окружающим миром и подстраиваться под происходящие в нем изменения
- Помочь ребенку определиться с будущей профессией и создать условия его роста как личности
- Развить у ребенка социальные способности и одаренность (интеллект, активность, творчество).
Естественно-научной направленности - развивают любознательность, позволяют привлечь их внимание к экологическим проблемам нашего
общества, формируют гуманистическое естественно-научное мировоззрение и целостную картину мира.
Нацелены на решение следующих задач:
- развить познавательную активность, логическое мышление
- вызвать интерес к изучению объектов природы, особенностей их функционирования и взаимодействия с другими элементами окружающей
среды; на практике продемонстрировать рациональное использование даров природы и их охрану; экологическое воспитание.
Технической направленности - поддержка и развитие потенциала подрастающего поколения в этой сфере, повышение престижа профессий
технической области соответствует стратегическим интересам страны.
Задачи направления:
- Развитие основ инженерно-технического мышления
Формирование
элементарной
- Развитие логики, технического творчества
научно-исследовательской
и
конструктивной
деятельности
Художественной направленности - направлены на раскрытие творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения воспитанников культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Развитие
коммуникативных компетенций воспитанников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, терпимо
относиться к разнообразию способностей у детей.
Разнообразие направлений позволило обеспечить вариативность содержания дошкольного образования. Дополнительные
образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не
включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, услуги, которые не финансируются городским или федеральным
бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует
практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную
мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки
адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени
Цель программ дополнительного образования: создание условий для расширения и углубления основного образовательного содержания,
позволяющего удовлетворить индивидуальные интересы дошкольника, запросы родителей, реализовать воспитательный потенциал ДОУ.
Задачи: Способствовать интеллектуальному, эстетическому и , творческому развитию детей самореализации личности ребенка.
Способствовать социализации и адаптации детей к жизни в обществе. Обеспечить духовно-нравственное, гражданско-патриотическое,
художественно-эстетическое, трудовое, физическое воспитание детей дошкольного возраста посредством разнообразия форм дополнительного
образования. Выявлять, развивать и поддерживать детей, проявивших выдающиеся способности.
Основные формы организации и содержание дополнительного образования:
Кружок- Наиболее распространенная форма объединения детей в рамках дополнительного образования. Кружки организуются для постоянных
совместных занятий с целью углубления знаний и формирования практических навыков по конкретному направлению деятельности.
№
Бесплатные дополнительные услуги
1
« Волшебная мастерская»
Цель: Познакомить дошкольников с элементарными приемами работы с бумагой в технике оригами, с учетом индивидуальных
возможностей каждого ребенка.
Задачи: ознакомление детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник) и способами преобразования геометрических
фигур; формирование умения использовать в речи математическую терминологию; обучение техническим приемам работы с бумагой;
формирование умение действовать по словесным инструкциям педагога, оценивать создаваемые работы
развитие пространственной ориентировки и ориентировки на плоскости; развитие мелкой моторики пальцев рук и зрительно-моторной координации,
способности анализировать, создавать конструкции по образцу; развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса в
результате изготовления поделок их бумаги; за счет использования дополнительных деталей; развитие памяти, внимания, активизация мыслительных
процессов.
воспитание самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, желания доводить начатое дело до конца.
4
« Са- Фи- Дэнс»
Цель: Развитие личности ребенка, его музыкально-двигательных способностей в процессе приобщения к различным
видам хореографического искусства (народному, классическому, бальному, современному танцам, ритмопластике)
Задачи: Способствовать развитию музыкальности детей:
Чувствовать настроение, характер музыки, понимать её содержание.
Развивать музыкальный слух детей, чувство ритма.
Отрабатывать двигательные качества и умения детей:
Отрабатывать точность координации движений детей.
Отрабатывать гибкость и пластичность движений.
Формировать правильную осанку детей. Обогащать двигательный опыт детей новыми видами движений. Отрабатывать умение
запоминать и самостоятельно воспроизводить движение под музыку. Способствовать развитию творческих способностей детей.
Организовывать детей во время движения под музыку.
5
«Затейники»
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста эстетического эстетического отношения и художественно - творческих
способностей в изобразительной деятельности.
Задачи: Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства ( живопись, графика, народно - декоративное
творчество) для обогащение зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.
Знакомить детей с новыми нетрадиционными техниками рисования ( Рисование скотчем, марлей, ластиком , рисование на наждачной
бумаге.) Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. Развивать у детей коммуникативные, языковые,
интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования Формировать произвольность поведения, умение
целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами
окружающих. Совершенствовать изобразительную деятельность детей и творчество. Формировать умения самостоятельно выбирать
способ изображения на основе освоенных технических приемов.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. Развивать желание
экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. развивать
творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении. развить познавательные процессы: память
мышление ,воображение, внимание; развить самостоятельность; Развивать мелкую моторику рук и умения пользоваться инструментом.
раскрыть и сохранить своеобразие и индивидуальность каждого ребенка. Воспитать всесторонне развитую, духовно богатую личность;
Сформировать и развить чувство собственного достоинства; установить этические отношения с окружающими, воспитать культуру
общения со взрослыми и сверстниками; воспитывать художественный вкус.
интерес к изобразительному искусству.
7
«Умелые ручки»
Цель: Развитие художественных и творческих способностей дошкольников с ОВЗ в процессе ознакомления с приемами лепки из
соленого теста.
Задачи: познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями; научить детей владеть различными
материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста; обучить технологии изготовления
различных изделий из соленого теста; формировать знания о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью
на тесте.
№
Платные дополнительные услуги
1
« Тайны бумажного листа»
Цель Развитие интеллектуальных, эстетических и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами
бумагопластики.
Задачи: Знакомить детей с историей возникновения оригами; с техникой оригами, с базовыми формами. Обучать различным способам
складывания бумаги. Учить преобразовывать базовую форму в поделку, используя в работе схемы, пооперационные карты.
Развивать мелкую моторику рук, логическое и пространственное воображение
Активизировать мыслительные процессы. Развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию.
Воспитывать интерес к искусству оригами. Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, желание
доводить начатое дело до конца. Воспитывать умение следовать устным инструкциям, читать пооперационные (технологические) карты,
схемы
2
« Цветик- семицветик»
Цель: успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий комфортного перехода с
одного образовательного уровня на другой, создание предпосылок к школьному обучению
Задачи: Формировать грамотную речь, умение выражать свои мысли; умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
Формировать произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения
со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. Формировать элементарные математические представления;
Формировать представления о времени и пространстве; Активизировать навыки использования полученных знаний и умений в
практической деятельности.
Сформировать разнообразные мыслительные операции (память, мышление, воображение, внимание); Развить звуковую культуру речи;
Развить фонематический слух; Развить социальную адаптацию. Сформировать и развить чувство собственного достоинства; создать
устойчивую среду интеллектуального и нравственного общения для роста личности;
1.6.Модуль «Ранняя профориентация»
В рамках преемственности по профориентации дошкольное образование является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
В дошкольном детстве дети впервые знакомятся с широким многообразием профессий. На этапе завершения дошкольного детства часть целевых
ориентиров определяет раннюю профориентацию дошкольников, профессиональная ориентация так же входит в компетенцию дошкольного уровня
образования. Профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер. Ребенку необходимо знать, кем работают
его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку,
а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет.
Цель: создание условий для ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста.
Задачи: Формировать максимально разнообразные представления детей о профессиях. Формировать умение воссоздавать профессиональный мир
взрослых в различных видах детских игр и игровых ситуаций. Развивать познавательный интерес к труду взрослых. Воспитывать ценностное отношение
к труду, результатам труда, его общественной значимости.
Младший возраст
Средний возраст
Старший возраст
Задачи 2-3 года: Стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом
поведении. Беседует о профессиях
работников детского сада.
3-4 года : С интересом наблюдает трудовые действия; бережно относится к
результатам труда; проявляет стремление
отражать содержание хозяйствен- нобытового труда в игре с использованием
реальных предметов и предметов-
Задачи: С помощью взрослого может наметить
действия, направленные на достижение конкретной
цели. Самостоятелен в самообслуживании, видит
необходимость выполнения определенных действий
и достижения результата. Проявляет
познавательный интерес к труду взрослых
(интересуется, кем работают близкие ему люди, чем
они заняты на работе); отражает полученные представления в сюжетно-ролевых играх. Бережно
относится к предметному миру как результату труда
Задачи: Проявляет самостоятельность,
настойчивость и волевые усилия в достижении
цели, поиске ответа на вопросы.
Имеет отчѐтливое представление о многообразии
профессий и предметного мира, созданного
человеком во взаимосвязи прошлого и
настоящего. Труд ребѐнка результативен, основан на самоконтроле. Знания о многообразии
профессий в современном мире, о содержании
профессионального труда в соответствии с общей
заместителей.
взрослых. Понимание направленности трудовых
процессов на результат (например: повар заботится,
чтобы дети были вкусно накормлены).
Расширение представлений о предметном мире как
результате трудовой деятельности взрослых.
структурой трудового процесса: цель
и мотив, материалы и предметы труда,
инструменты и оборудование, набор трудовых
действий, результат. Представления о личностных
качествах представителей разных
профессий
Основные формы и содержание деятельности:
1. Беседы. Эта форма является важной составляющей при формировании у дошкольников представлений о труде взрослых. Посредством беседы
педагог не только знакомит детей с различными профессиями, но и представляет значимость и полезность труда для общества, способствует
воспитанию у детей эмоционально-ценностного отношения к труду.
2. Организованная образовательная деятельность. В дошкольном учреждении разработаны конспекты занятий по ознакомлению с
профессиями воспитателя, учителя, врача, повара, водителя, полицейского, сотрудника МЧС и др. Создан учебно-методический комплект для
проведения ООД: планирование, картотеки игр и образовательных ситуаций, пособия, информационно-познавательные презентации.
3. Чтение литературы. В МДОУ сформирована «библиотека профессий», где собраны разнообразные произведения детской художественной
литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность. В процессе обсуждения педагоги обращают внимание
дошкольников на трудолюбивых героев и персонажей произведений, на особенности и результаты трудовой деятельности. Дети знакомятся с
тематическими стихами, пословицами, поговорками.
4. Профориентационные игры. Применяются разнообразные игры, способствующие ознакомлению с профессиями: сюжетно-ролевые,
настольные, дидактические, подвижные, игры-квесты, игры-драматизации. В игре появляется возможность проявить свои знания и умения.
Особое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм.
5. Экскурсии на производство. Благодаря экскурсиям дети получают возможность увидеть реальные условия, существенные характеристики и
особенности той или иной профессии, лично познакомиться с представителями профессии. Экскурсии имеют большой воспитательный потенциал
в воспитании у детей уважения и любви к труду.
6. Просмотр видеофильмов и презентаций. В детском саду создано электронное «Портфолио профессий», в котором представлены фотографии,
цифровые презентации, видео-экскурсии, научно-популярные фильмы, отрывки из художественных и мультипликационных фильмов по многим
профессиям. После просмотра цифровых материалов происходит обсуждение, составление рассказов о профессиях.
7. Хозяйственно-бытовой труд. Это активная форма общения и взаимопомощи в детской среде, способствующая ранней позитивной
социализации и ранней профориентации ребенка. В процессе различных видов хозяйственно-бытового труда у детей формируются элементарные
трудовые навыки и умения, развиваются социальные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело,
самоконтроль и самосознание.
8. «Мастерская профессий». В мастерской ребята оформляют лэпбуки по профессиям, изготавливают атрибуты к играм, конструируют. В
изобразительной деятельности отображают свои знания и отношение к профессиям.
9. Проекты. Педагоги активно разрабатывают проекты о разных профессиях. Проектная деятельность объединяет обучение и воспитание в
целостный образовательный процесс и дает возможность построить взаимодействие на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
1.7. Модуль «Развивающая предметно-пространственная среда»
Немаловажную роль в воспитании детей имеет предметно-пространственная среда (РППС). При грамотном проектировании РППС в группе и
других помещениях детского сада объекты предметной среды положительно воздействуют на эмоциональное состояние ребенка, способствуют
его психологической безопасности. Необходимым компонентом воспитания является и художественно- эстетическое оформление предметного
пространства ДОУ самими детьми.
Цель: создать условия для реализации воспитательного потенциала предметно-пространственной среды ДОУ.
Задачи: Посредством РППС обеспечить возможность заниматься детям разными видами деятельности. Способствовать общению и совместной
деятельности детей и взрослых. Приобщать воспитанников к благоустройству и декоративному оформлению интерьера дошкольного учреждения.
. Формировать эстетическое отношение к дизайну своего быта.
Виды совместной деятельности:
игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, трудовая, художественно-эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
-Совместное оформление интерьера группы. Дети совместно педагогами оформляют Центры активности в группе. изготавливают «книжкималышки» в «Уголок книги», лепят посуду для кукол в «Кукольный уголок», делают стаканчики для карандашей и кисточек в «Центр творчества»
и т.д. Воспитательная ценность заключается в том, что дети сначала изготавливают какие-то предметы и затем применяют их в процессе
различных видов деятельности. Таким образом, дошкольники осознают полезность своего труда.
- Совместное оформление помещений ДОУ. В, коридорах, лестничных Пролетах детского сада традиционно оформляются фотовыставки,
фотоотчеты, экспозиции рисунков и поделок детей. Это воспитанникам реализовать Свой творческий потенциал, познакомиться с работами и
интересными делами других детей.
-Событийный дизайн. Данная форма взаимодействия подразумевает оформление предметно-пространственной среды ДОУ к значимым
событиям
и праздникам. Это могут быть: День открытых дверей, Новый год, День Победы и другие конкретные событийные мероприятия. Дети совместно
со взрослыми изготавливают атрибуты, рисуют рисунки, делают поделки.
- Благоустройство территории ДОУ. Педагоги приобщают дошкольников не только к уборке территории детского сада, но и к посильной
помощи в Озеленении и благоустройстве участков, тем самым художественно-эстетический опыт ребенка и обеспечивают гармоничное
взаимодействие ребенка с окружающим миром.
1.8. Модуль «Взаимодействие с родителями»
Работа с родителями или законными осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и ДОУ в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями дошкольников осуществляется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и
обучение детей.
Задачи: Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. Объединить усилия семьи и детского сада для развития и
воспитания детей. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную
взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада. Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях
Существует множество различных форм взаимодействия с родителями.
На уровне группы и ДОУ:
Родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного
взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, круглые столы с приглашением специалистов.
Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать режимные моменты, образовательную деятельность, общесадиковые
мероприятия, для получения представления о ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ.
Общесадовское родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения важных вопросов воспитания детей.
Родительские форумы при интернет-сайте ДОУ, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются
виртуальные консультации психологов и педагогических работников, руководителя ДОУ.
Участие родителей в общесадиковых мероприятиях: праздниках, экологических акциях, творческих мастерских, проектах, физкультурноспортивных мероприятиях, участие в совместных экскурсиях, пешеходных прогулках. Подготовка и участие в конкурсах на уровне
муниципалитета, ДОУ, подготовка проектов по оформлению помещений ДОУ к праздникам, оформлению территории ДОУ к летнеоздоровительному сезону и зимним играм
На индивидуальном уровне.
Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций. Участие родителей в педагогических консилиумах,
собираемых
в случае возникновения острых проблем, связанных с воспитанием конкретного ребенка, а также конфликтными ситуациями между семьями.
Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности общесадиковых и групповых. Ииндивидуальное
консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. Регулярное информирование родителей об успехах и
проблемах их ребенка, о состоянии здоровья, о жизни группы в целом. Привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению творческих дел
группы. Организация внутри группы семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и ДОУ.
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Принципы, на основе которых строится самоанализ воспитательной работы:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
воспитуемым обучающимся, так и к педагогическим работникам и руководителям воспитательных структур ДОУ, реализующим воспитательный
процесс в образовательной организации;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его
показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и
педагогическими работниками и руководителями воспитательных структур образовательной организации;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности в ДОУ: грамотной постановки педагогическими работниками и руководителями
воспитательных структур образовательной организации цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание
того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором образовательная организация участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.
Участники проведения анализа – заместитель заведующего по ВМР, воспитатели, специалисты ДОУ, а также родители воспитанников.
Инструменты анализа - беседы с родителями, педагогами, с детьми старшего дошкольного возраста, а также анкетирование родителей.
Направления самоанализа воспитательной работы:
- качеством взаимодействия ДОУ и семей воспитанников
- качеством реализации личностно развивающего потенциала НОД
- качество физического воспитания ДОУ
- качеством эстетизации предметно-пространственной среды ДОУ
- качеством проводимых общих ключевых событий ДОУ
- качеством организуемого в ДОУ дополнительного образования
Итогом самоанализа организуемой в ДОО воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.