Положение о психолого - медико - педагогическом консилиуме

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 3 от 26.02.2018г.

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МДОУ № 67
___________/ Белишева О.В.
Приказ № 47-од от26.02.2018г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-медико-педагогическом консилиуме
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида № 67
I.
Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует деятельность специалистов ДОУ, объединяющихся
для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с
ограниченными
возможностями
здоровья,
действует
на
основании
Методических рекомендаций Министерства образования РФ «О психолого-медикопедагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. №
127/901-6.
1.2.Психолого-медико-педагогический
консилиум
дошкольного
образовательного учреждения (ПМПк ДОУ) – это объединение специалистов
ДОУ, реализующее ту или иную стратегию сопровождения ребенка с ОВЗ, ребенкаинвалида и разрабатывающее конкретные тактики сопровождения включенного ребенка.
1.3. Деятельность ПМПк направлена:
 на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием,
обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными
отклонениями в развитии, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в
обучении и поведенческим расстройствам);
 на разработку и реализацию общей стратегии заданной ПМПК и конкретных
тактик включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную практику при направлении его в
данное образовательное учреждение.
1.4.ПМПк дошкольного учреждения создается приказом заведующей детского сада при
наличии в нем соответствующих специалистов.
1.5.Общее руководство ПМПк возлагается на заместителя заведующего ДОУ.
1.6. ПМПк дошкольного учреждения в своей деятельности руководствуется Конвенцией
ООН о правах ребенка, Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012г., нормативными документами Министерства образования и
науки РФ, Хабаровского
края, Управления образованием администрации города
Комсомольска-на-Амуре, Уставом ДОУ, договором между ДОУ и родителями (законными
представителями) ребёнка, настоящим Положением.
1.7. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в пределах основного
рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда,
корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на
участие в работе консилиума.
II. Цели и задачи ПМПк ДОУ
2.1. Целью ПМПк дошкольного учреждения является обеспечение диагностикокоррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ
(детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации), детей – инвалидов,
исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии со специальными
образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями,
состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
2.2. Задачами ПМПк ДОУ являются:

объединение усилий специалистов ПМПк для оказания квалифицированной
комплексной помощи воспитанникам и их родителям;

выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностика
отклонений в развитии и/или состояниями декомпенсации воспитанника;

профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных
перегрузок и срывов воспитанников ДОУ;

выявление резервных возможностей развития воспитанника;

определения содержания, форм и методов специальной (коррекционной) помощи в
соответствии с особенностями физического и психического развития воспитанников в
рамках, имеющихся в ДОУ возможностей;

выбор дифференцированных педагогических условий при организации
коррекционно-развивающего образовательного процесса, необходимых для максимальной
компенсации нарушения и адаптации воспитанников;

разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута,
определение условий и технологий психолого-педагогического сопровождения, в том
числе оказания коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ;

разработка адаптированной образовательной программы и конкретных тактик
включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную практику в соответствии с его
индивидуальными особенностями и возможностями;

отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных
коррекционно-развивающих программ;

при необходимости, подготовка документации и направление на обследование в
муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее – ПМПК) детей, не
усваивающих образовательную программу, реализуемую в данном образовательном
учреждении и нуждающихся в другом виде коррекционного обучения;

организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ с целью
профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов;

организация профессионального взаимодействия специалистов в рамках
учреждения и за его пределами;

выявление среди основного контингента воспитанников детей с особыми
образовательными потребностями, не проходивших обследование в ПМПК, но
нуждающихся в психолого-педагогической поддержке;

мониторинг образовательной и социальной адаптации всех воспитанников
инклюзивных групп;

координация взаимодействия всех специалистов ДОУ по организации
инклюзивной практики;

при выявлении изменений психофизического и соматического состояний ребенка
направление родителей на консультацию к специалистам медицинского профиля;

подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка,
динамику его состояния, овладение умениями, навыками и знаниями, перспективное
планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;

организация взаимодействия между участниками образовательного процесса и
специалистами, участвующими в деятельности консилиума ДОУ.


III. Структура и организация работы ПМПк ДОУ
3.1. В состав ПМПк ДОУ входят: заместитель заведующего по ВМР, учитель-дефектолог,
педагоги групп компенсирующей направленности. При отсутствии специалистов они
могут привлекаться к работе на договорной основе. Председателем ПМПк ДОУ является
заместитель заведующего по ВМР, обладающий административным ресурсом для
реализации решений консилиума.
3.2. ПМПк работает в сотрудничестве со специалистами ТПМПК.

3.3. Прием детей на консилиуме осуществляется как по инициативе родителей (законных
представителей), так и по инициативе сотрудников учреждения. В случае инициативы
сотрудников учреждения должно быть получено письменное согласие родителей
(законных представителей) на обследование ребенка специалистами ПМПк ДОУ.
3.4. Обследование ребенка должно осуществляться с учетом требований
профессиональной этики.
3.5. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под
руководством председателя ПМПк.
Плановый консилиум решает следующие задачи:
•
уточнение
стратегии
и
определение
тактики
психолого-медикопедагогического сопровождения детей с ОВЗ;
• выработка согласованных решений по разработке адаптированной образовательной
программы для каждой категории детей с ОВЗ или определение индивидуального
образовательного маршрута развивающей, коррекционной и абилитационной работы;
• оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
Как правило, плановые консилиумы проводятся 3–4 раза в год.
Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (педагога группы или
одного из работающих с ребенком специалистов).
Поводами для внепланового консилиума являются выяснение или возникновение новых
обстоятельств, влияющих на обучение, развитие ребенка, отрицательная динамика его
обучения или развития и т. п.
Задачами внепланового консилиума являются:
• решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по
выявившимся обстоятельствам (в том числе – каким специалистом должен быть
проконсультирован ребенок в первую очередь);
• коррекция направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы
в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;
• решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках
деятельности данного образовательного учреждения, либо иного типа учебного заведения
(повторное прохождение ПМПК).
• решение вопроса о повторном прохождении ПМПК в связи с изменением
образовательного маршрута.
Каждый специалист консилиума оценивает состояние психофизического развития
ребенка и дает прогноз его возможностей в плане обучения, воспитания и социальной
адаптации, в соответствии со своей специальностью и специализацией.
Тип отклоняющегося развития, оценка причин и механизмов конкретного типа
отклоняющегося развития, определение направлений психологической коррекционной
работы, ее последовательности и тактики определяет педагог-психолог.
Характер речевого недоразвития выявляется учителем-дефектологом, который
определяет условия и форму сопровождения, адекватные возможностям ребенка в рамках
данного вида дошкольного образовательного учреждения.
Сформированность образовательных навыков оценивается воспитателем и учителемдефектологом соответствующего направления развития.
Социальную ситуацию развития, среду, в которой находится ребенок вне
образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи оценивает
воспитатель.
Деятельность всех специалистов в рамках консилиума состоит из ряда
последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.
В первые две недели пребывания в ДОУ осуществляется первичное обследование ребенка
с ОВЗ основными специалистам ПМПк (педагог-психолог, учитель-дефектолог,

музыкальный руководитель, воспитатель), что является первым этапом сопровождения
ребенка консилиумом ДОУ.
По результатам проведения обследования каждый специалист составляет
развернутое заключение, в котором уточняет и конкретизирует рекомендации ПМПк по
индивидуализации адаптированной образовательной программы ребенка – инвалида,
ребенка с ОВЗ (коррекционной и абилитационной работы, ее конкретных направлений и
этапов, тактик и технологий работы с ребенком).
После обследования ребенка специалисты проводят коллегиальное обсуждение
полученных результатов, которое можно рассматривать в качестве второго этапа
деятельности консилиума.
Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет конкретизировать
и уточнить представления о характере и особенностях развития ребенка,
определить вероятностный прогноз его дальнейшего развития и комплекс развивающих,
коррекционных и абилитационных мероприятий, которые будут способствовать
максимальной социальной и образовательной адаптации в соответствии с особенностями
и возможностями ребенка, а также определить необходимые на данном этапе специальные
коррекционные и развивающие программы, форму (индивидуальная или групповая) и
частоту их проведения.
Организованная подобным образом работа будет способствовать максимальной
адаптации ребенка в среде сверстников и его реальному включению в эту среду.
Завершающей частью этого этапа работы консилиума является выработка решения
по направлениям индивидуальной адаптированной образовательной программы и
составление индивидуального образовательного плана.
Председатель консилиума совместно с воспитателем группы обсуждают с
родителями все интересующие или непонятные им моменты, связанные
с содержательными и организационными вопросами представленной им адаптированной
образовательной программы и индивидуального образовательного плана.
Каждый специалист обязан проконсультировать родителей по результатам
собственного обследования и дать ясные и понятные рекомендации по развитию,
воспитанию ребенка в сфере своей компетенции, опираясь на решение консилиума.
Кроме того, родителям может быть предоставлена информация о вероятностном
прогнозе адаптации ребенка, предполагаемой динамике его состояния и возможном
ухудшении состояния, динамики развития в целом, в случае невыполнения тех или иных
условий, рекомендованных ПМПк, касающихся дополнительной помощи специалистов
вне стен образовательного учреждения (в качестве примера можно привести
необходимость наблюдения и лечения у врача-психиатра, наблюдения у других врачей
или специалистов).
На этом же этапе обсуждается координация и согласованность последующего
взаимодействия специалистов друг с другом. При необходимости определяется
последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком.
Третьим этапом работы ПМПк является организация динамического
сопровождения и проведение диагностических срезов состояния психофизического
развития ребенка с ОВЗ (1 раз в квартал) для корректировки индивидуального
образовательного маршрута.
В ситуации, если консилиум ДОУ не пришел к общему мнению о характере
необходимой развивающей и коррекционной работы с ребенком, можно обратиться к
специалистам ПМПК. Так же необходимо поступить и в ситуации конфликтных
отношений с родителями ребенка, невыполнении родителями рекомендаций консилиума и
т. п.
В случае выявления в ДОУ детей, испытывающих явные трудности социальной и
/или образовательной адаптации и нуждающихся в определении условий их обучения и

воспитания, специалисты ПМПк ДОУ рекомендуют, а зачастую и убеждают родителей
(лиц, их заменяющих) обратиться в ПМПК.
В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование
ребенка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными законными
представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в
письменном виде, организует проведение планового или внепланового ПМПк (в
соответствии с графиком плановых ПМПк).
ПМПк проводится не позже 10 дней с момента согласования вопроса с родителями
(иными законными представителями).
Председатель ПМПк:
 ставит в известность специалистов ПМПк о необходимости обследования ребенка;
организует деятельность ПМПк;
 ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк
о необходимости обсуждения проблемы ребенка;
 контролирует выполнение решений ПМПк.
При необходимости определения или уточнения дальнейшего образовательного
маршрута ребенка копии полученных заключений специалистов, направление и
заключение консилиума передаются в психолого-медико-педагогическую комиссию, где
после комплексного обследования специалистами ТПМПК разрабатываются и выдаются
коллегиальное заключение с рекомендациями по организации условий для развития,
воспитания и обучения ребенка в ДОУ.
На этом же этапе обсуждаются особенности и формулируются основные
положения сопровождения остальных детей группы общеразвивающей направленности в
связи с включением в нее ребенка с ОВЗ.
Своеобразным завершением этого этапа работы каждого специалиста является
оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающей и коррекционной работы
или итоговое обследование.
Одной из целей данного обследования является оценка необходимости
и/или возможности изменения образовательного маршрута .
ПМПк ДОУ рассматривает и оценивает особенности нахождения ребенка
в оцениваемом периоде не только со стороны адекватности и эффективности для него
самого, но и с точки зрения эффективности развития и обучения других детей группы.
Решение задач динамической оценки состояния ребенка в рамках деятельности
консилиума является завершающей ступенью его деятельности в учебном году или на
определенной ступени образования.
3.6. По рекомендации ПМПК и после обращения родителей (законных представителей)
ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ с заявлением о приеме в дошкольное образовательное
учреждение, осуществляющее образовательную деятельность по адаптированной
образовательной программе дошкольного образования для ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, специалистами ПМПк обсуждаются особенности и
формулируются основные положения сопровождения остальных детей инклюзивной
группы в связи с включением в нее ребенка с ОВЗ.
3.7. Для каждого ребёнка, посещающего группу компенсирующей направленности ДОУ,
составляется Карта учета индивидуального развития, в которой находятся данные о
ребенке, его семье, заключение ТПМПК, результаты индивидуальных обследований
специалистов ПМПк (протоколы, карты обследования и т.д.), заключения, направления
консилиума ДОУ, результаты педагогической диагностики. Карта развития ребенка
хранится у специалистов. Председатель консилиума и специалисты несут ответственность
за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование на консилиуме.
3.8. Для каждого ребёнка с ОВЗ, ребенка-инвалида, посещающего группу
общеразвивающей
направленности
ДОУ,
разрабатывается
адаптированная
образовательная программа и конкретные тактики включения ребенка с ОВЗ в

инклюзивную практику в соответствии с его индивидуальными особенностями и
возможностями.
3.9. Заключительный консилиум проводится по окончании учебного года.
Цель – оценка статуса ребенка: приобретенные знания, степень социализации, состояние
эмоционально- волевой сферы, поведения, высших психических функций.
Задачей консилиума является выработка рекомендаций для педагогов, которые будут
работать с воспитанником в дальнейшем, и родителей (законных представителей).
IV. Ответственность ПМПк
4.1. ПМПк несет ответственность:
 за выполнение, выполнение не в полном объеме или невыполнение закрепленных
за ним задач и функций;
 принимаемые решения;
 сохранение профессиональной тайны информации о состоянии физического и
психического здоровья воспитанника, в том числе соблюдать конфиденциальность
заключения.
V. Документация ПМПк
4.1. В психолого-педагогическом консилиуме образовательного учреждения ведется
следующая документация:
 журнал записи детей на ПМПк;
 журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк и
коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;
 протоколы заседаний ПМПк;
 карта (папка) развития ребенка;
 представление на ребенка;
 анализ деятельности ПМПк за учебный год;
 нормативные
и методические документы, регулирующие деятельность
специалистов ПМПк.
4.2. Карта развития, другая документация, заводимая на ребенка, хранится до завершения
ребенком дошкольного образования (у учителя-дефектолога) и может быть представлена
для ознакомления в образовательные учреждения или органы здравоохранения и
социальной защиты по специальному запросу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».