1.1.
Модуль« Наши традиции»
Традиции являются основой воспитательной работы в дошкольном учреждении. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду –
это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам,
общим делам, совместному творчеству. Участие в мероприятиях ДОУ благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка:
памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка с ЗПР и ОВЗ, для закрепления знаний, полученных на
различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков. В то же время, в
рамках общего мероприятия ребенок с ЗПР и ОВЗ осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может
применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности. В детском саду существует четкая программа действий по
осмыслению, организации и развитию традиций, которые позитивно влияют на социализацию и развитие личностных качеств дошкольников
с ЗПР и ОВЗ.
Цель для детей с ЗПР: Создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников.
Задачи: Формировать духовно-нравственные, социокультурные ценности, нормы и правила культуры поведения дошкольников.
Привлекать детей к творческой деятельности, содействовать развитию социализации, индивидуальных способностей и художественных
наклонностей ребенка. Развивать позитивные эмоциональные переживания, направленные на сплочение коллектива.
Цель для детей с ОВЗ: организация в ДОУ единого воспитательного пространства для формирования социального опыта дошкольников в
коллективе других детей и взрослых.
Задачи: Формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с другом и с окружающими взрослыми.
Формировать умение каждого ребенка устанавливать и поддерживать необходимые контакты с детьми разных возрастных групп.
Способствовать освоению социальных ролей: мальчик-девочка; старший- младший; член коллектива.
Приобщать к истории и культуре народов России в процессе традиционных коллективных мероприятий.
Воспитывать доброжелательность и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям.
Дела, выходящие за пределы ОО
Общесадиковые дела
Групповые дела
Дети с ОВЗ
Проведение праздников и развлечений:
«В гостях у осени»
«День защитника Отечества»
«Новый год»
«Масленица»
«8 Марта»
«Помоги птицам зимовать».
Осенняя выставка поделок совместного творчества
детей и родителей «Дары осени».
Выставка самодельных елочных украшений «Ёлочка,
красавица»
Стенгазета «Моя мама- лучшая на свете».
Выставка поделок «Этот удивительный космос».
Фотовыставка «Я и моя семья».
«Мой друг-Светофор!»
Игровой досуг «Во саду-ли, в огороде»
«День рождения»
Выставка рисунков
Изготовление открыток «Подарок для мамочки»,
«Пасха»
Фотовыставка «Наши папы»
Праздник «Выпуск в школу»
Дети с задержкой психического развития
Тематические мероприятия
Спортивный семейный праздник,
посвященный Дню Космонавтики « Папа,
мама, я – спортивная семья!»
Проведение викторин « Сказки Сутеева» и
т.д.
Конкурс чтецов (посвященный Дню
Матери» и т. д.
« Семейная мастерская»
« Зимняя сказка»
«Осенины»
« Космос»
Сезонные праздники
« Здравствуй, осень»
« День Матери»
« Новый год»
« Масленица»
« День смеха»
« Утро радостных встреч»
« Грустный или веселый стульчик»
« Отмечаем день рождения»
« Знакомство с новой книжкой»
« Книжка заболела»
« Наш цветник»
« Чистая пятница»
« Фотовыставки к значимым событиям»
« Круг хороших воспоминаний»
« Мой выходной»
« Международный день защиты детей»
Общественно-политические праздники
-«День Победы»
-« Смотр песни и строя, посвященный дню
защитника Отечества»
-«Международный женский день»
« День народного единства»
Планируемые результаты для детей с ЗПР:: Воспитать умение ценить материальные и духовные ценности, а так же ими пользоваться.
Развивать коллективные навыки, нравственно-патриотические качества личности. Умение каждого ребенка продемонстрировать свои
творческие способности. Сформировать социальный опыт, повысить интерес к жизни детского сада и группы.
Планируемые результаты для детей с ОВЗ: Сформировать представления о правилах и нормах общения друг с другом и с окружающими
взрослыми, умеют контактировать с детьми разных возрастов, имеют понятийные представления о различии полов(мальчик-девочка),
возрастов (старший- младший), активно участвуют в коллективных мероприятиях, доброжелательны к окружающим.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественноэстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
1.
Совместные игры. Это одна из основных форм воспитательного воздействия в процессе проведения традиционных
мероприятий. Применяются различные виды игр: сюжетно-ролевые, творческие, подвижные и малоподвижные, народные, игрыдраматизации, квест-игры.
2.
Творческие мастерские и детские студии. В мастерских и студиях ребята занимаются рисованием, лепкой, аппликацией,
конструированием. Делают различные макеты, лэпбуки, экологические мобили, подарки, поделки для выставок, социальных акций.
Совместно с воспитателями и родителями изготавливают атрибуты для совместных мероприятий.
3.
Выставки. По тематике многих мероприятий проводятся выставки: информационные, фотовыставки, декоративноприкладного искусства, экологические, социальные. Традиционными в детском саду стали выставки детских работ «Дары осени», «Моя
милая мама», «Здравствуй, здравствуй Новый год», «Этот удивительный космос», «Защитники Отечества», «Они сражались за Родину»,
фотовыставки «Мой домашний любимец», «Расцветай, мой край родной».
4.
Ярмарки достижений. На ярмарках представляются творческие работы детей. Активно привлекаются родители для участия в
ярмарках семейного творчества по различным направлениям.
5.
Социальные и экологические акции. В акциях принимают участие сотрудники, родители и воспитанники дошкольного
учреждения. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, социокультурные и экологические навыки, активную
жизненную позицию.
6.
Конкурсы, викторины. Эти мероприятия имеют познавательное содержание и проходят в развлекательной форме.
Проводятся по всем направлениям развития дошкольников.
7.
Музыкально-театрализованные представления. Данные представления проводятся в виде концертов, театральных
постановок, развлечений, музыкальной или театральной гостиной.
8.
Спортивные и оздоровительные мероприятия. В рамках многих традиционных событий предусматриваются различные
виды двигательной деятельности (физкультурные досуги, соревнования, эстафеты), которые развивают у детей потребность в здоровом
образе жизни и воспитывают любовь к спорту.
1.2.
Модуль« Гражданско-патриотическое воспитание »
Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это: -любовь к родным местам, своим родителям; гордость за свой народ; ощущение своей
неразрывности с окружающим миром; желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Цель для детей с ЗПР: Развитие у дошкольников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных
ценностей , готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи: Формировать у детей любовь к своей семье, интерес к своей Родине, родному городу, его достопримечательностям, событиям
прошлого и настоящего. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и страны .Формировать у детей
представление о символике страны, Хабаровского края и г.Комсомольска-на-Амуре. Развивать интерес к русским традициям и промыслам и
другим народам Приамурья. Воспитывать у детей бережное отношение к природе и всему живому.
Цель для детей с ОВЗ: развитие у детей потребности совершать добрые дела и поступки, формирование таких качеств, как сочувствие,
находчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность, чувство собственного достоинства.
Задачи: Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, городу, улице. Формирование бережного отношения к природе и
всему живому. Воспитание уважения к труду. Развитие интереса к русским традициям и народным промыслам, истокам русской культуры.
Формирование элементарных знаний о правах человека. Освоение социальных навыков и норм поведения на основе совместной
деятельности и взаимной помощи. Развитие нравственно-патриотических качеств: гордость, гуманизм, глубокое уважение к стране, народу,
российской символике.
Дела, выходящие за пределы ОО
Общесадиковые дела
Групповые дела
Дети с ОВЗ
Конкурс-смотр уголков «Гражданскопатриотических»
Музыкально-развлекательные утренники:
«День защитника Отечества»,
Мини- музеи, выставки: «Платье для матрешки»,
«Хохломская посуда»,
«Во поле береза стояла».
Знакомство с народными инструментами(балалайка,
ложки).
Дети с задержкой психического развития
Участие в шествии
« Бессмертный полк».
Смотр «Строя и песни»
«День Победы»
«День России»
«День города»
«Вместе дружная семья» (семья, детский сад и т.д.)
«Вот эта улица, вот этот дом»
«Город, в котором я живу»
«Наша кладовая»
Планируемые результаты: для детей с ЗПР Формируются знания о родной семье, детском саде, родном городе, крае, России.
Возникновение у детей стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, края, страны; чувства ответственности,
гордости, любви и патриотизма. Воспитание чувств бережного отношения к природе и всему живому, соучастия в деле охраны родной
природы. Расширение сотрудничества с семьёй по нравственно патриотическому воспитанию.
Планируемые результаты для детей с ОВЗ:
любви к семье, близким, окружающему миру.
Дети имеют представление о своем городе, стране, проявляют чувство привязанности,
Основные формы и содержание деятельности:
Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д;
Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;
Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью;
Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников;
Участие в посильных общественно-полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по
благоустройству территории детского сада и т. п.);
непосредственно образовательная деятельность (различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов
Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории)
Праздник – особая форма воспитательной работы. Его отличительные особенности состоят в том, что, во-первых, в его основе лежит
радость, положительные эмоции. Праздник используется , как средство сплочения детей, проживания ими социально-ценностных
отношений друг к другу, школе, окружающим людям.
1.3.
Модуль« Физическое воспитание»
Цель для детей с ЗПР: Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного физического развития, укрепление здоровья детей
Задачи: Совершенствовать двигательные умения и навыки с учетом возрастных особенностей детей ( психологических, физических и
физиологических). Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности и потребности в ней. Воспитывать потребность содержать
свое тело в чистоте .
Цель для детей с ОВЗ: формирование у детей осознанного отношения к своим силам и уверенности в них, готовность к выполнению
физических нагрузок, потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.
Задачи: развивать физическую компетентность через развитие интереса и желание вести здоровый образ жизни: выполнять необходимые
гигиенические процедуры, режим дня, регулировать двигательную активность и т.д. Создавать условия для физической самореализации детей в
различных видах и формах физкультурной деятельности; Знакомить с доступными способами укрепления здоровья, побуждать сознательно,
относиться к своему здоровью; Содействовать охране и укреплению здоровья детей; Обогащать двигательный опыт через различные виды
движений; Формировать потребность в постоянной двигательной активности и способности ее регулировать.
Дела, выходящие за пределы ОО
Общесадиковые дела
Дети с ОВЗ
Групповые дела
Прогулка с детьми в двигательной
активности -(индивидуальная работа по
развитию движений, спортивные
упражнения, подвижные игры на свежем
воздухе).
Артикуляционная гимнастика
Дыхательные упражнения
Массажеры «Су - Джок»
Пальчиковая гимнастика
Музыкальные упражнения
(типа логоритмики)
Дети с задержкой психического развития
Физкультурные досуги, игры и развлечения. Занятия физкультурой;
-физкультурно- оздоровительная работа в режиме
Ритмическая гимнастика на улице в теплое
дня: утренняя гимнастика,
время года.
Пальчиковая гимнастика,
Физкультурные занятия на улице (участке) в подвижные игры и физические упражнения на
прогулке,
теплое время года.
физкультминутки,
Прогулка с детьми в двигательной
упражнения после дневного сна,
активности -(индивидуальная работа по
закаливающие мероприятия;
развитию движений, спортивные
артикуляционная гимнастика
упражнения, подвижные игры на свежем
воздухе).
Планируемые результаты: для детей с ЗПР : У большинства детей диагнозом ЗПР, общая и ручная моторика развиты в соответствии с
возрастной нормой, движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе. Ребенок активен, самостоятелен, подвижен и вынослив, в
играх умеет сопереживать за свою команду и товарищей. Ребенок знает виды спорта, знает и называет инвентарь к определенным видам
сорта. Умеет следить за своим внешним видом, знает и применяет КГН.
Планируемые результаты для детей с ОВЗ: Осуществлять систему коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на
развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников, предупреждать возникновение вторичных отклонений
психофизическом развитии ребёнка, формировать у детей игровые двигательные действия.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Физкультурные занятия.- являются основной формой физического воспитания в ДОУ
2. Физкультурно-оздоровительные (утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика после сна, физкультминутки, закаливающие
процедуры в сочетании с физическими упражнениями, хождение по массажным коврикам, пальчиковая, артикуляционная, мимическая,
дыхательная гимнастика, степ аэробика.)
- Утренняя гимнастика является обязательной частью ежедневного режима ребёнка в семье, яслях, детском саду. Она предполагает
совокупность специально подобранных упражнений, оказывающих разностороннее воздействие на организм занимающихся в целях
укрепления здоровья, развитие двигательных умений и качеств, совершенствование двигательных способностей с учётом ф нагрузки на
организм, также она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна
к бодрствованию.
Утренняя гимнастика, влияя на формирование правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращения, содействует обмену
веществ , целеустремлённость, способствует повышению умственной деятельностью, вызывает эмоции и радостные ощущения.
Значение физкультминутки (кратковременные ) заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной
активности, снимающей утомления, восстанавливающей эмоционально — положительные состояния психики.
Если в процессе занятия ребёнок долго сидит, то вследствие статического состояния мышц возникают застойные явления, влияющие на
нервную систему и вызывающие чувства усталости. Ребёнок начинает проявлять «двигательное беспокойство», старается изменить позу,
подчас невыгодную для формирующееся осанки. Выполнение физических упражнений или подвижная игра вызывает активную работу
мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращения и тем самым повышает интенсивность работы сердца, дыхания. Всё вместе влияет на
восстановление эмоционально - положительного состояния психики ребёнка, повышение умственной деятельности и общего физического
состояния. Усталость исчезает, ребёнок отдохнул и снова охотно занимается.
Закаливающие процедуры в сочетание с физическими упражнениями также играют немалую роль в физкультурно-оздоровительных
мероприятиях.
В дошкольных учреждений в целях закаливания детей используется воздушные ванны, водные процедуры и солнечные ванны. Активная
мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей
внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, а если ребёнок активен, она осуществляется
естественно и просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребёнка физическими упражнениями вызывает
эмоциональный подъём, повышают функции нервных центров, благотворно воздействует на вегетативную нервную систему.
3. Физкультурный досуг.- Основное назначение это– организация активного отдыха. Эти занятия проводятся 1-2 раза в месяц по 15-25
минут в средней группе, 25-35 минут – в старшей и подготовительной группах. Для активного отдыха подбираются упражнения, уже
освоенные детьми на физкультурных занятиях, чтобы они могли состязаться в быстроте, ловкости, находчивости, сообразительности.
4. Физкультурные праздники.- представляют собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений
в формировании двигательных навыков. Основу программы физкультурного праздника должны составлять весёлые подвижные игры
и разнообразные физические упражнения, усвоенные на регулярных физкультурных занятия, они не требуют специальной подготовки и
естественно вливаются в праздничную программу, доставляя детям большое удовольствие. Вся многообразная двигательная деятельность
детей проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения
детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходимая смена деятельности, дозировка её, соблюдения всего двигательного режима.
5. Самостоятельная двигательная деятельность.
6. Прогулки и экскурсии за пределы детского сада.
7. Совместные физкультурные занятия детей и родителей.
1.4.
Модуль « Непосредственно образовательная деятельность»
Цель для детей с ЗПР: Создание благоприятных и комфортных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их
гармоничного развития и обеспечение эффективности в коррекционно-развивающей работе.
Задачи: Организовать развивающую среду, способствующую благополучно и всесторонне развивать каждого ребенка, с учетом его
потребностей, наклонностей , интересов и психического состояния. Создать детям атмосферу эмоционального комфорта.
Цель для детей с ОВЗ: Повышение уровня общего развития дошкольников, восполнение пробелов
предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков,
коррекция отклонений, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Задачи: Выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья при
освоении ими НОД и их дальнейшую интеграцию в ДОУ;
Реализация комплексного индивидуально ориентированного психолого- медико-педагогического сопровождения в условиях
образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей
психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а так же в соответствии с
медицинскими рекомендациями обучения ребенка на дому согласно медицинским справкам);
Создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды
жизнедеятельности и учебной деятельности; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого индивидуальным планом.
Основные формы и содержание деятельности:
-Совместное оформление интерьера группы. Дети совместно педагогами оформляют Центры активности в группе. изготавливают
«книжки-малышки» в «Уголок книги», лепят посуду для кукол в «Кукольный уголок», делают стаканчики для карандашей и кисточек в
«Центр творчества» и т.д. Воспитательная ценность заключается в том, что дети сначала изготавливают какие-то предметы и затем
применяют их в процессе различных видов деятельности. Таким образом, дошкольники осознают полезность своего труда.
- Совместное оформление помещений ДОУ. В, коридорах, лестничных Пролетах детского сада традиционно оформляются фотовыставки,
фотоотчеты, экспозиции рисунков и поделок детей. Это воспитанникам помогает реализовать свой творческий потенциал, познакомиться с
работами и интересными делами других детей.
-Событийный дизайн. Данная форма взаимодействия подразумевает оформление предметно-пространственной среды ДОУ к значимым
событиям
и праздникам. Это могут быть: День открытых дверей, Новый год, День Победы и другие конкретные событийные мероприятия. Дети
совместно со взрослыми изготавливают атрибуты, рисуют рисунки, делают поделки.
- Благоустройство территории ДОУ. Педагоги приобщают дошкольников не только к уборке территории детского сада, но и к посильной
помощи в Озеленении и благоустройстве участков, тем самым художественно-эстетический опыт ребенка и обеспечивают гармоничное
взаимодействие ребенка с окружающим миром.
1.5.Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование в ДОУ является одним из важных условий для развития личностных качеств ребенка и призвано расширить
воспитательный потенциал образовательной деятельности. При организации дополнительных образовательных услуг педагогами были
изучены образовательные интересы и потребности дошкольников и их родителей. На основании запросов были разработаны
дополнительные общеобразовательные программы различной направленности:
Социально-гуманитарной направленности
- помогают детям социализироваться и самореализовываться в обществе.
Задачи этого направления:
- Привить нормы морали, общечеловеческие ценности
- Научить взаимодействовать с окружающим миром и подстраиваться под происходящие в нем изменения
- Помочь ребенку определиться с будущей профессией и создать условия его роста как личности
- Развить у ребенка социальные способности и одаренность (интеллект, активность, творчество).
Естественно-научной направленности - развивают любознательность, позволяют привлечь их внимание к экологическим проблемам
нашего общества, формируют гуманистическое естественно-научное мировоззрение и целостную картину мира.
Нацелены на решение следующих задач:
- развить познавательную активность, логическое мышление
- вызвать интерес к изучению объектов природы, особенностей их функционирования и взаимодействия с другими элементами окружающей
среды; на практике продемонстрировать рациональное использование даров природы и их охрану; экологическое воспитание.
Технической направленности - поддержка и развитие потенциала подрастающего поколения в этой сфере, повышение престижа профессий
технической области соответствует стратегическим интересам страны.
Задачи направления:
- Развитие основ инженерно-технического мышления
Формирование
элементарной
научно-исследовательской
и
конструктивной
деятельности
- Развитие логики, технического творчества
Художественной направленности - направлены на раскрытие творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения воспитанников культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Развитие
коммуникативных компетенций воспитанников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других,
терпимо относиться к разнообразию способностей у детей.
№
1
Бесплатные дополнительные услуги
для детей с ЗПР и ОВЗ
« Задорные палочки и крючочки»
Цель: Способствовать развитию мелкой моторики рук для общего физического и психического развития ребенка; подготовить детей
к обучению письму; формировать интерес к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму.
Задачи: Развивать речь, закреплять некоторые логические понятия, воздействуя на мелкие мышцы рук.
Воспитывать у дошкольников аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе
Совершенствовать зрительно-двигательную координацию
Способствовать развитию ориентировки в пространствеУкреплять мелкую мускулатуру пальцев рук
2
3
« Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития»
Цель: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с ЗПР и оказание комплексной помощи детям этой
категории в освоении основной образовательной программы ДОУ, коррекцию недостатков в физическом и психическом
развитии воспитанников, их социальной адаптации
Задачи: своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ЗПР; Определить особенности организации
образовательного процесса для воспитанников с ЗПР в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка,
структурой нарушения развития и степенью его выраженности; Осуществлять индивидуально -ориентированную психологомедико-педагогическую помощь детям с ЗПР с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных
возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК); оказывать консультативную и методическую помощь
родителям (законным представителям) детей с ЗПР по психологическим, социальным, правовым и другим вопросам.
Определять особые образовательные потребности детей с ЗПР;
« Радужное тесто»
Цель Развитие познавательных, способностей ребенка; творческих способностей и художественного вкуса;Создание условий,
необходимых для психологического комфорта; Помощь детям в осознание и развитии своей индивидуальности и самореализации.
Задачи: Обогащать и расширять художественный
опыт дошкольников; Формировать способность к изобразительной
деятельности, использовать воображение и творчество; Развивать мелкую моторику пальцев.
«Умелые ручки»
Цель Развитие художественных и творческих способностей дошкольников с ОВЗ в процессе ознакомления с приемами лепки из
соленого теста.
Задачи познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями; научить детей владеть
различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста; формировать знания о композиции, основах цветоделения,
технике рисунка акварелью и гуашью на тесте.
« Сказочный песок»
Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка по выше указанным направлениям, через создание зоны
ближайшего развития. В соответствии с этой целью формируются
Задачи: стабилизировать эмоциональное состояние ребенка; вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и
возможности побыть самим собой; формировать позитивное отношение к своему «Я»;
формировать позитивное отношение к сверстникам; развивать навыки социального поведения; совершенствовать умения и навыки
практического общения, используя вербальные и невербальные средства; cпособствовать проявлению эмпатии; развивать фантазию
и образное мышление; побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания; использовать метод песочной терапии в
диагностических целях.
1.6.Модуль «Ранняя профориентация»
Цель для детей с ЗПР: Расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
Задачи: Дать ребенку начальные и максимально разнообразные сведения о профессиях. Расширять и систематизировать представления о
труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда. Сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к
труду. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых. Развивать кругозор у детей с ЗПР.
Цель для детей с ОВЗ: создание условий для ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста.
Задачи: Формировать максимально разнообразные представления детей о профессиях.
Формировать умение воссоздавать профессиональный мир взрослых в играх.
Развивать познавательный интерес к труду взрослых. Воспитывать ценностное отношение к труду, результатам труда.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Беседы. Эта форма является важной составляющей при формировании у дошкольников представлений о труде взрослых. Посредством
беседы педагог не только знакомит детей с различными профессиями, но и представляет значимость и полезность труда для общества,
способствует воспитанию у детей эмоционально-ценностного отношения к труду.
2. Организованная образовательная деятельность. В дошкольном учреждении разработаны конспекты занятий по ознакомлению с
профессиями воспитателя, учителя, врача, повара, водителя, полицейского, сотрудника МЧС и др. Создан учебно-методический комплект
для проведения ООД: планирование, картотеки игр и образовательных ситуаций, пособия, информационно-познавательные презентации.
3. Чтение литературы. В МДОУ сформирована «библиотека профессий», где собраны разнообразные произведения детской
художественной литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность. В процессе обсуждения педагоги
обращают внимание дошкольников на трудолюбивых героев и персонажей произведений, на особенности и результаты трудовой
деятельности. Дети знакомятся с тематическими стихами, пословицами, поговорками.
4. Профориентационные игры. Применяются разнообразные игры, способствующие ознакомлению с профессиями: сюжетно-ролевые,
настольные, дидактические, подвижные, игры-квесты, игры-драматизации. В игре появляется возможность проявить свои знания и умения.
Особое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм.
5. Экскурсии на производство. Благодаря экскурсиям дети получают возможность увидеть реальные условия, существенные
характеристики и особенности той или иной профессии, лично познакомиться с представителями профессии. Экскурсии имеют большой
воспитательный потенциал в воспитании у детей уважения и любви к труду.
6. Просмотр видеофильмов и презентаций. В детском саду создано электронное «Портфолио профессий», в котором представлены
фотографии, цифровые презентации, видео-экскурсии, научно-популярные фильмы, отрывки из художественных и мультипликационных
фильмов по многим профессиям. После просмотра цифровых материалов происходит обсуждение, составление рассказов о профессиях.
7. Хозяйственно-бытовой труд. Это активная форма общения и взаимопомощи в детской среде, способствующая ранней позитивной
социализации и ранней профориентации ребенка. В процессе различных видов хозяйственно-бытового труда у детей формируются
элементарные трудовые навыки и умения, развиваются социальные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, ответственность за
порученное дело, самоконтроль и самосознание.
8. «Мастерская профессий». В мастерской ребята оформляют лэпбуки по профессиям, изготавливают атрибуты к играм, конструируют. В
изобразительной деятельности отображают свои знания и отношение к профессиям.
1.7. Модуль «Развивающая предметно-пространственная среда»
Немаловажную роль в воспитании детей имеет предметно-пространственная среда (РППС). При грамотном проектировании РППС в группе
и других помещениях детского сада объекты предметной среды положительно воздействуют на эмоциональное состояние ребенка,
способствуют его психологической безопасности. Необходимым компонентом воспитания является и художественно- эстетическое
оформление предметного пространства ДОУ самими детьми.
Цель: создать условия для реализации воспитательного потенциала предметно-пространственной среды ДОУ.
Задачи: Посредством РППС обеспечить возможность заниматься детям разными видами деятельности. Способствовать общению и
совместной деятельности детей и взрослых. Приобщать воспитанников к благоустройству и декоративному оформлению интерьера
дошкольного учреждения. Формировать эстетическое отношение к дизайну своего быта.
Виды совместной деятельности:
игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, трудовая, художественно-эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
-Совместное оформление интерьера группы. Дети совместно педагогами оформляют Центры активности в группе. изготавливают
«книжки-малышки» в «Уголок книги», лепят посуду для кукол в «Кукольный уголок», делают стаканчики для карандашей и кисточек в
«Центр творчества» и т.д. Воспитательная ценность заключается в том, что дети сначала изготавливают какие-то предметы и затем
применяют их в процессе различных видов деятельности. Таким образом, дошкольники осознают полезность своего труда.
- Совместное оформление помещений ДОУ. В, коридорах, лестничных Пролетах детского сада традиционно оформляются фотовыставки,
фотоотчеты, экспозиции рисунков и поделок детей. Это воспитанникам реализовать Свой творческий потенциал, познакомиться с работами
и интересными делами других детей.
-Событийный дизайн. Данная форма взаимодействия подразумевает оформление предметно-пространственной среды ДОУ к значимым
событиям
и праздникам. Это могут быть: День открытых дверей, Новый год, День Победы и другие конкретные событийные мероприятия. Дети
совместно со взрослыми изготавливают атрибуты, рисуют рисунки, делают поделки.
- Благоустройство территории ДОУ. Педагоги приобщают дошкольников не только к уборке территории детского сада, но и к посильной
помощи в Озеленении и благоустройстве участков, тем самым художественно-эстетический опыт ребенка и обеспечивают гармоничное
взаимодействие ребенка с окружающим миром.
1.8. Модуль «Взаимодействие с родителями»
Цель для детей с ЗПР:
Задачи: Вовлечение родителей ребёнка с ОВЗ в образовательный и воспитательный процесс. Выявление особенностей межличностных
отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми группы. Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Внедрение современных образовательных технологий.
Цель для детей с ОВЗ: Создать в детском саду и дома с помощью родителей оптимальные условия для развития детей с ОВЗ, как основы
интеллектуально – личностного, творческого развития и его социализации.
Задачи: Создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать
собственный потенциал развития. Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, организация выставок детского
творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте. Совместная
деятельность: привлечение родителей к организации детских праздников, конкурсов, семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных
праздников, прогулок, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
На уровне группы и ДОУ:
Родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного
взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, круглые столы с приглашением специалистов.
Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать режимные моменты, образовательную деятельность,
общесадиковые мероприятия, для получения представления о ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ.
Общесадовское родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения важных вопросов воспитания детей.
Родительские форумы при интернет-сайте ДОУ, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также
осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогических работников, руководителя ДОУ.
Участие родителей в общесадиковых мероприятиях: праздниках, экологических акциях, творческих мастерских, проектах,
физкультурно-спортивных мероприятиях, участие в совместных экскурсиях, пешеходных прогулках. Подготовка и участие в
конкурсах на уровне муниципалитета, ДОУ, подготовка проектов по оформлению помещений ДОУ к праздникам, оформлению
территории ДОУ к летне-оздоровительному сезону и зимним играм
На индивидуальном уровне.
Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций. Участие родителей в педагогических консилиумах,
собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с воспитанием конкретного ребенка, а также конфликтными ситуациями
между семьями. Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности общесадиковых и
групповых. Ииндивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей.
Регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их ребенка, о состоянии здоровья, о жизни группы в целом. Привлечение
членов семей обучающихся к организации и проведению творческих дел группы. Организация внутри группы семейных праздников,
конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и ДОУ.