1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Учебный план
Содержание программы
Планируемые результаты
Календарный учебный график
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое, информационное, кадровое
обеспечение
Методическое обеспечение
Оценочные материалы
Список литературы
2
3
6
7
8
18
18
20
20
22
22
26
РАЗДЕЛ 1: «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
ТИП
ПРОГРАММЫ:
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной
направленности «Умный карандаш» предполагает освоение материала на
ознакомительном (стартовом) уровне.
Освоение программного материала ознакомительного (стартового)
уровня предполагает получение обучающимися с интеллектуальными
нарушениями коррекционной помощи в области развития графомоторных
навыков.
- одноуровневая программа (содержание и материал выстроены в
соответствии только с одним уровнем сложности).
Программа по развитию графомоторных навыков рассчитана на 9 месяцев,
реализуется с детьми с интеллектуальными нарушениями (5 - 8 лет).
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности «Умелый карандаш»
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. №
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
5. Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от
26.09.2019г. № 1321 «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
городском округе, муниципальном районе Хабаровского края».
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: Данная программа имеет
социально-гуманитарную направленность. Ее реализация позволяет создать
условия для графомоторных навыков
.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В настоящее время дети с умственной отсталостью – это активные участники
образовательного процесса, а значит, вопросы их обучения, развития и
образования актуальны как никогда.
Сегодня
недостаточно
просто
3
сформировать
у
этих
детей
определенный объем жизненных компетенций (навыков самообслуживания,
культурно-гигиенических и культурно-коммуникативных навыков). Сегодня
образовательная программа и учебный план специальных коррекционных
образовательных учреждений предусматривают обязательное формирование у
учащихся с выраженным нарушением интеллекта определенного объема
академических знаний и умений. Среди этих знаний и умений обучению
элементам письма и формированию графомоторного навыка отводится особая
роль.
Особенностью учебной деятельности детей с умеренной умственной
отсталостью является значительная замедленность формирования любых
умений, а тем более, навыков. Данная программа призвана помочь в решении
данного вопроса.
К тому же в ходе реализации данной программы развивается мелкая
моторика, ручная умелость, глазомер, пространственное восприятие, что имеет
важное значение в старшем дошкольном возрасте при подготовке к школьному
обучению детей с интеллектуальными нарушениями, что в свою очередь очень
востребовано родителями.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:
При разработке программы мы ориентировались на современные
исследования в области изучения графомоторных навыков у детей (М.М.
Безруких, Д.А. Фарбер, А.Л. Сиротюк) и методические разработки
отечественных специалистов (И.А. Грошенков, И.Н. Са довникова).
Формирование графических навыков у учеников с нарушением интеллекта
осуществляется
со
специфическими
трудностями,
обусловленными
интеллектуальными нарушениями и отклонениями психического и физического
развития. Низкий уровень познавательной активности, замедленность процесса
переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной
интеграции и ориентировочной деятельности, а также слабость самоконтроля
затрудняют овладение графическими навыками детей с интеллектуальными
нарушениями, а также приводят к ошибкам при письме.
У детей с умеренной степенью умственной отсталости отмечается
недостаточность моторных систем и плохо развитое чувство ритма, что является
необходимым условием для развития графомоторных навыков как залога
успешного усвоения процесса письма.
У таких детей отмечаются значительные нарушения моторики пальцев рук,
снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе
двигательных поз пальцев с одной руки на другую. Кроме того, в состоянии общей
моторики отмечается снижение двигательной памяти и самоконтроля, затруднения
при переключении движений у большинства школьников, нарушения темпа и
ритма движений. Таким образом, дети с нарушением интеллекта, отличаясь
неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются
не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения
4
пределами строки, чертить ровные линии.
Все это обуславливает трудности процесса формирования графомоторных
навыков у детей с нарушением интеллекта умеренной степени. Поэтому педагоги,
включаясь в работу по обучению ребенка письму, должны быть готовы к тому,
что:
-графомоторный навык будет формироваться медленно и с большими
трудностями;
-не все дети с умеренной умственной отсталостью овладеют графомоторным
навыком написания всех букв (не говоря уже об их соединениях).
Отличительной особенностью данной программы является использование игр,
упражнений и заданий, которые позволят правильно и методически грамотно
организовать работу по формированию графомоторного навыка у детей с
умственной отсталостью в ходе коррекционного обучения в условиях
дошкольного образования.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ: Настоящая программа адаптирована для
работы с детьми с интеллектуальными нарушениями в возрасте 5-8 лет,
рассчитана на один год обучения.
В группу принимаются дети при наличии соответствующего интереса и по
желанию родителей.
Максимальное количество детей в группе – 10 человек.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Форма объединения детей: объединение
Одновозрастная группа постоянного состава.
ОБЪЕМ И СРОКИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ, РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в течение 1 года. Обучение детей рассчитано на 36
учебных недель; 9 месяцев, 36 учебных часов.
Форма обучения: очная.
Период
Продолжительность Ко-во
Кол-во
Кол-во
Кол-во
занятий
занятий в часов в
недель
часов в
неделю
неделю
год
1 год
25 мин
1
1 часов
36
36 часов
обучения
Занятия кружка по программе «Умелый карандаш» проводятся во вторую
половину дня 1 раз в неделю, по пятницам с 16.00 до 16.25. С сентября по май.
6. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности по
реализации программы дополнительного образования детей – 1 академический
час длительностью не более 25 мин в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
5
Форма организации занятий: групповая.
Цель и задачи программы:
Цель программы: формирование графомоторных навыков у детей с
нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Личностные:
Коррекция самооценки, воспитание чувства успешности и уверенности в себе.
Предметные:
Научить правильно пользоваться письменными принадлежностями,
координировать движения рук, придерживаться гигиенических правил.
Научить правильно изображать буквы, элементы букв, слоги, слова, писать буквы
с нужным наклоном, определенной высоты и ширины, равномерно располагать на
рабочей стороне, правильно соединять их
Метапредметные:
Способствовать развитию зрительно-пространственной ориентировки.
Развивать мелкую моторику рук, стимулируя развитие интеллектуальных
способностей.
Системе задач соответствует и система методов, приемов обучения. В выборе
конкретных приемов и методов были учтены трудности, с которыми встречается
ребенок с нарушением интеллекта.
1. Внимание ребенка направлено на результат действия, а не на способ его
выполнения. Поэтому при показе действий очень важно переключить
внимание детей на способ действия.
2. Вторая трудность, которую часто испытывают дети, - это отсутствие и
недостаточность зрительного восприятия. Чтобы успешно преодолеть эту
трудность, надо фиксировать внимание детей, побуждать прослеживать
глазами совершаемые движения.
Таким образом, вся коррекционно-развивающая работа по формированию
графомоторных навыков осуществляется в процессе совместной деятельности.
«То, что ребёнок умеет делать сегодня в сотрудничестве, - он сумеет сделать
завтра самостоятельно» Л.С.Выготский.
Учебный план
В структуре программы выражены три раздела формирования графомоторных
навыков, соответствующие возрастному периоду развития детей с нарушениями
интеллекта.
1 Раздел - «Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания».
2 Раздел - «Совершенствование ориентировки на листе бумаги».
3 Раздел - «Формирование базовых графических навыков».
6
№
Название раздела
1
Раздел 1. «Развитие
зрительного
восприятия и
зрительного
внимания».
Раздел 2.
7
«Совершенствование
ориентировки на
листе бумаги»
Раздел 3.
14
«Формирование
базовых графических
навыков».
Итого за год
36
2
3
Количество часов
Всего Теори Практик
и
и
15
1
14
Формы контроля
Обобщающее занятие по
теме
2
5
Обобщающее занятие по
теме
4
10
Обобщающее занятие по
теме
7
29
7
Содержание программы
СЕНТЯБРЬ
Раздел1. «Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания».
1.Тема: Знакомство с письменными принадлежностями, гигиеническими
правилами письма (теоретическое занятие).
Теория: Письменные принадлежности. Гигиенические правила при письме.
Практика: ознакомление с гигиеническими правилами письма.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку.
Ход занятия: Приветствие, разминка, игровая часть, пальчиковая игра,
упражнение «Мой мир», прощание.
2. Тема: Знакомство с письменными принадлежностями, гигиеническими
правилами письма - 2 (теоретическое занятие).
Теория: Письменные принадлежности. Гигиенические правила при письме.
Практика: ознакомление с гигиеническими правилами письма.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку.
Ход занятия: Приветствие, разминка, игровая часть, упражнение «Мой мир»,
пальчиковая игра, прощание.
3.Тема: Солнышко и тучки.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: обучение выделению предмета из фона.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку.
Ход занятия: Приветствие, разминка, Д/И «Тучка по небу плывет»,
«Солнышко, солнышко, выгляни в окошко».
4.Тема: Солнышко и тучки - 2.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: обучение выделению предмета из фона.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку.
Ход занятия: Приветствие, разминка, Д/И «Кошки - мышки»,
«Петрушка», «Петух и лиса», пальчиковая игра, прощание.
8
ОКТЯБРЬ
5.Тема: Повтори.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Формирование подражания действиям взрослого без предмета.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку.
Ход занятия: Приветствие, разминка, игровые упражнения «Ручками
тук-тук, ручками хлоп-хлоп», «Мишка топ-топ», «Зайка прыгскок», пальчиковая игра, прощание.
6.Тема: Повтори - 2.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Формирование подражания действиям взрослого без предмета.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку.
Ход занятия: Приветствие, разминка, игровые упражнения
«Разноцветные шапочки для деток», «Колечко, колечко выйди на
крылечко», пальчиковая игра, прощание.
7.Тема: Повтори - 3
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Формирование подражания действиям взрослого с предметами.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку, цветные перчатки.
Ход занятия: Приветствие, разминка, игры с использованием цветных
перчаток «Лягушка—квакушка», «Зайка—побегай-ка», пальчиковая
игра, прощание.
8.Тема: Найди и покажи.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение соотношению игрушки с ее изображением.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку.
9
Ход занятия: Приветствие, разминка, задания «Покажи, где такая же игрушка?»,
(кукла, паровоз, машина, юла, мяч), «Покажи, где такая же картинка?»,
пальчиковая игра, прощание.
НОЯБРЬ
9.Тема: Выложи фигуру.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение выкладыванию изображений предметов на столе из палочек
по подражанию.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку, палочки для выкладывания.
Ход занятия: Приветствие, разминка, задания «Выложи елочку», «Построй
лесенку», «Сделай домик», пальчиковая игра, прощание.
10.Тема: Выложи фигуру -2.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение выкладыванию изображений предметов на столе из палочек
по образцу.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку, палочки для выкладывания.
Ход занятия: Приветствие, разминка, задания «Построим забор», «Выложи
дорожку», «Собери колодец» пальчиковая игра, прощание.
11.Тема: Выложи фигуру -3.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение выкладыванию изображений предметов на столе из палочек
по речевой инструкции.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку, палочки для выкладывания.
Ход занятия: Приветствие, разминка, задания «Построим ворота», «Выложи
дорожку», «Собери дом» пальчиковая игра, прощание.
12.Тема: Подбери заплатки.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Развитие целостного восприятия предметного изображения.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
10
бумаги в клетку, в линейку, палочки для выкладывания, материалы для
игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, задания «Подбери к коврикам заплатки»,
«Выложи из цветов поляну», «Собери паровозик», пальчиковая игра, прощание.
ДЕКАБРЬ
13.Тема: Раздай детям шарики.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Развитие целостного восприятия предметного изображения.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку, палочки для выкладывания, материалы для
игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, задания «Раздай детям шары», «Сложи из
цветных полосок предмет», пальчиковая игра, прощание.
14.Тема: Найди пару.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение сравнению парных предметов.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку, палочки для выкладывания, материалы для
игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, задания «Найди похожую игрушку»,
«Подбери такую же картинку», «Найди пару (перчатки, носки, ботинки)» и др.,
пальчиковая игра, прощание.
15.Тема: Обобщающее занятие по теме раздела.
Теория: обучать выделению предмета из фона, соотносить предмет с его
изображением, выкладывать изображений предметов на плоскости из плоских
фигур, сравнению парных предметов.
Практика: продолжить освоение навыков выкладывания предметов из плоских
фигур, сравнения парных предметов.
Материалы и оборудование: песочница, набор миниатюрных фигурок,
кукла Песочной феи, геометрические фигуры.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку, палочки для выкладывания, материалы для
игр.
11
Ход занятия: Приветствие, разминка, задания «Найди похожую игрушку»,
«Выложи елочку», «Покажи такую же» и др., пальчиковая игра, прощание.
Раздел2. «Совершенствование ориентировки на листе бумаги».
16. Тема: Вверх-вниз.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение ориентировки в пространстве (представления «вверх»,
«вниз»).
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, Дидактические игры:
«Тучка-дождик-лужа», «Лягушата прыгают», «Листопад»,
пальчиковая игра, прощание.
«Одуванчик»,
Январь
17. Тема: Помаши руками.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение выполнению ритмических движений руками в различных
направлениях: «вверх», «вниз»).
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, Игровые упражнения:
«Листопад», «Поезд», «Зайка и ушки», пальчиковая игра, прощание.
«Бабочка»,
18. Тема: Ориентировка на плоскости.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение ориентировке на плоскости, формирование ориентировки
верх низ, право-лево, середина.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, игровые задания: выложи тучку вверху,
ручейки внизу; треугольники положи справа, кружочки – слева; пальчиковая игра,
прощание.
19. Тема: Ориентировка на плоскости - 2.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение ориентировке на плоскости, формирование ориентировки
верх низ, право-лево, середина.
12
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, игровые задания: выложи елочку в середине,
внизу — зверюшек», расставь зайчиков слева, морковки — справа», пальчиковая
игра, прощание.
Февраль
20. Тема: Ориентировка на листе бумаги.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение ориентировке на листе бумаги.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, дидактические игры: «Вертушка», «Разложи
игрушки по местам», «Щенята разбежались», «Котята с клубком» и т.д. и
наглядные пособия с трафаретами, перемещающимися по направлениям «вверх —
вниз» (птица слетает с ветки на землю, солнце садится за тучу), «слева на право»
(машина едет, пароход плывет, самолет летит и т.д.).
пальчиковая игра, прощание.
21. Тема: Ориентировка на листе бумаги - 2.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение ориентировке на листе бумаги.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, дидактические игры: «Вертушка», «Разложи
игрушки по местам», «Щенята разбежались», «Котята с клубком» и т.д. и
наглядные пособия с трафаретами, перемещающимися по направлениям «вверх —
вниз» (птица слетает с ветки на землю, солнце садится за тучу), «слева на право»
(машина едет, пароход плывет, самолет летит и т.д.).
пальчиковая игра, прощание.
22.Тема: Обобщающее занятие по теме раздела.
Теория: Обучать ориентированию в пространстве, на плоскости. Формировать
ориентировки на листе бумаги.
Практика: продолжить освоение навыков ориентировки на плоскости, в
пространстве, на листе бумаги.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку, материалы для игр.
13
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, задания выложи тучку вверху, ручейки
внизу; треугольники положи справа, кружочки – слева, дидактические игры
«Тучка-дождик-лужа», «Лягушата прыгают», пальчиковая игра, прощание.
Раздел 3. «Формирование базовых графических навыков».
23. Тема: Прямые непрерывные линии.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение проведению прямых и непрерывных линий (сначала пальцем
руки, а затем карандашом).
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, дидактические игры: «Дорожки к домикам»,
«Молоко для котят», «Веселый мяч», «Воздушные шары», «Вниз по горке»,
пальчиковая игра, прощание.
Март
24. Тема: Прямые непрерывные линии - 2.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение проведению прямых и непрерывных линий (сначала пальцем
руки, а затем карандашом).
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы
бумаги в клетку, в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, дидактические игры: «Дорожки к домикам»,
«Молоко для котят», «Веселый мяч», «Воздушные шары», «Вниз по горке»,
пальчиковая игра, прощание.
25. Тема: Дорожки в ограниченном пространстве.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение проведению различных линий – дорожек (прямых, ломаных,
волнистых) в ограниченном пространстве (сверху – вниз, слева – направо).
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы бумаги в клетку,
в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, игровые задания «Вниз по горке», «Волны на
море», «Серпантин на елке», «Мостик через речку», «Забор», «Елочки»,
пальчиковая игра, прощание.
14
26. Тема: Дорожки в ограниченном пространстве - 2.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение проведению различных линий – дорожек (прямых, ломаных,
волнистых) в ограниченном пространстве (сверху – вниз, слева – направо).
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы бумаги в клетку,
в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, игровые задания «Вниз по горке», «Волны на
море», «Серпантин на елке», «Мостик через речку», «Забор», «Елочки»,
пальчиковая игра, прощание.
27. Тема: Дорожки по точкам.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение проведению линий по заданному контуру, обозначенному
точками, тонкой сплошной линией.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы бумаги в клетку,
в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, игровые задания «Дорога к гаражу»,
«Дорожка для колобка», «Шпалы для железной дороги», «Мостик через речку»,
«Забор вокруг дома», пальчиковая игра, прощание.
Апрель
28. Тема: Дорожки по точкам - 2.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение проведению линий по заданному контуру, обозначенному
точками, тонкой сплошной линией.
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы бумаги в клетку,
в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, игровые задания «Дорога к гаражу»,
«Дорожка для колобка», «Шпалы для железной дороги», «Мостик через речку»,
«Забор вокруг дома», пальчиковая игра, прощание.
29. Тема: Дорожки по точкам - 3.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение проведению линий по заданному контуру, обозначенному
точками, тонкой сплошной линией.
15
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы бумаги в клетку,
в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, игровые задания «Дорога к гаражу»,
«Дорожка для колобка», «Шпалы для железной дороги», «Мостик через речку»,
«Забор вокруг дома», пальчиковая игра, прощание.
30. Тема: Обводка по контуру и штриховка.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение обводке линий по контуру и штриховке простых
геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник).
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы бумаги в клетку,
в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, игровые задания «Снеговик», «Домик»,
«Облака», «Неваляшка», пальчиковая игра, прощание.
31. Тема: Обводка по контуру и штриховка – 2 .
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение обводке линий по контуру и штриховке простых
геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник).
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы бумаги в клетку,
в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, игровые задания «Снеговик», «Домик»,
«Облака», «Неваляшка», пальчиковая игра, прощание.
Май
32. Тема: Обводка по контуру и штриховка – 3 .
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение обводке линий по контуру и штриховке простых
геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник).
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы бумаги в клетку,
в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, игровые задания «Снеговик», «Домик»,
«Облака», «Неваляшка», пальчиковая игра, прощание.
33. Тема: Выкладывание узора.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение выкладыванию узора из плоских геометрических форм на
16
плоскости (в ограниченном пространстве с последующей зарисовкой этих узоров).
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы бумаги в клетку,
в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, дидактические задания:
«Сложи и зарисуй узор», «Выложи и зарисуй — грибок — елочка», пальчиковая
игра, прощание.
34. Тема: Выкладывание узора - 2.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение выкладыванию узора из плоских геометрических форм на
плоскости (в ограниченном пространстве с последующей зарисовкой этих узоров).
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы бумаги в клетку,
в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, дидактические задания:
«Сложи и зарисуй узор», «Выложи и зарисуй — грибок — елочка», пальчиковая
игра, прощание.
35. Тема: Сложи и нарисуй.
Теория: Приемы работы с письменными принадлежностями.
Практика: Обучение выкладыванию узора из плоских геометрических форм на
плоскости (в ограниченном пространстве с последующей зарисовкой этих узоров).
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы бумаги в клетку,
в линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, дидактические задания «Сложи и нарисуй
молоток (стул, стол, елочку, паровоз, неваляшку, Чебурашку) », пальчиковая игра,
прощание.
36.Тема: Обобщающее занятие по теме раздела (мониторинг).
Практика: продолжить освоение навыков выкладывания узора из плоских
геометрических форм на плоскости (в ограниченном пространстве с
последующей зарисовкой этих узоров).
Материалы и оборудование: письменные принадлежности, листы бумаги в клетку, в
линейку, материалы для игр.
Ход занятия: Приветствие, разминка, дидактические задания «Сложи и нарисуй
молоток (стул, стол, елочку, паровоз, неваляшку, Чебурашку) », пальчиковая игра,
прощание.
17
Планируемые результаты
Личностные:
Дети повысят самооценку, станут более уверенными в себе.
Предметные:
Научатся правильно пользоваться письменными принадлежностями,
координировать движения рук, придерживаться гигиенических правил письма.
Научатся правильно изображать буквы, элементы букв, слоги, слова, писать буквы
с нужным наклоном, определенной высоты и ширины, равномерно располагать на
рабочей стороне, правильно соединять их
Метапредметные:
Дети будут демонстрировать развитие тактильно-кинетической
чувствительности, зрительно-пространственной ориентировки.
Дети разовьют мелкую моторику рук, что будет способствовать общему речевому
и интеллектуальному развитию.
Календарный учебный график
ВРЕМЯ:16.00-16.25 пятница
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: групповая комната
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: Обобщающее занятие по теме раздела.
Анализ работы детей, анализ продукта деятельности
Месяц
Дата № Тема
Кол
иче
ство
часо
в
Раздел 1. Развитие зрительного восприятия и
15
зрительного внимания .
Сентяб 06.09.
Тема 1 Знакомство с
1
рь
письменными
принадлежностями,
гигиеническими
правилами письма
(теоретическое занятие).
13.09.
Тема 2 Знакомство с
1
письменными
принадлежностями,
гигиеническими
правилами письма -2
(теоретическое занятие).
20.09.
Тема 3 Солнышко и
1
тучки.
Октяб
рь
Форма
проведени
я
Форма контроля
Групповое
занятие
Групповое
занятие
Обобщающее занятие
по теме раздела
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Групповое
занятие
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Групповое
занятие
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
27.09.
Тема 4 Солнышко и
тучки – 2.
1
Групповое
занятие
04.10.
Тема 5 Повтори.
1
Групповое
занятие
18
Пр
име
чан
ие
Ноябр
ь
Тема 6 Повтори – 2.
1
Групповое
занятие
18.10.
Тема 7 Повтори - 3.
1
Групповое
занятие
25.10.
Тема 8 Найди и покажи.
1
Групповое
занятие
01.11.
Тема 9 Выложи фигуру.
1
Групповое
занятие
08.11.
Тема 10 Выложи фигуру2.
1
Групповое
занятие
15.11.
Тема 11 Выложи фигуру
– 3.
1
Групповое
занятие
22.11.
Тема 12 Подбери
заплатки.
1
Групповое
занятие
Тема 13 Раздай детям
шарики.
1
Групповое
занятие
13.12.
Тема 14 Найди пару.
1
Групповое
занятие
20.12.
Тема 15 Обобщающее
занятие по теме раздела.
1
Групповое
занятие
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Обобщающее занятие
по теме раздела
7
Групповое
занятие
Обобщающее занятие
по теме раздела
Тема 16 Вверх-вниз.
1
Групповое
занятие
Тема 17 Помаши руками.
1
Групповое
занятие
17.01.
Тема 18 Ориентировка на 1
плоскости.
Групповое
занятие
24.01.
Тема 19 Ориентировка на 1
плоскости – 2.
Групповое
занятие
07.02.
Тема 20 Ориентировка на 1
листе бумаги.
Групповое
занятие
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
14.02.
Тема 21 Ориентировка на 1
листе бумаги - 2
Групповое
занятие
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
21.02.
Тема 22 Обобщающее
занятие по теме раздела.
Групповое
занятие
Обобщающее занятие
по теме раздела
Декабр 06.12.
ь
Раздел 2. «Совершенствование
ориентировки на листе бумаги».
27.12.
Январь 10.01.
Февра
ль
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Обобщающее занятие
11.10.
1
19
Раздел 3. «Формирование базовых
графических навыков».
Март
Обобщающее занятие
по теме раздела
Тема 23 Прямые
непрерывные линии.
1
Групповое
занятие
Обобщающее занятие
по теме раздела
07.03.
Тема 24 Прямые
непрерывные линии-2.
1
Групповое
занятие
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
14.03.
Тема 25 Дорожки в
ограниченном
пространстве.
Тема 26 Дорожки в
ограниченном
пространстве – 2.
Тема 27 Дорожки по
точкам.
1
Групповое
занятие
1
Групповое
занятие
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
1
Групповое
занятие
04.04.
Тема 28 Дорожки по
точкам – 2.
1
Групповое
занятие
11.04.
Тема 29 Дорожки по
точкам- 3.
1
Групповое
занятие
18.04.
Тема 30 Обводка по
контуру и штриховка.
1
Групповое
занятие
25.04.
Тема 31 Обводка по
1
контуру и штриховка – 2.
Групповое
занятие
16.05.
Тема 32 Обводка по
1
контуру и штриховка – 3.
Групповое
занятие
23.05.
Тема 33 Выкладывание
узора.
1
Групповое
занятие
30.05.
Тема 34 Выкладывание
узора -2.
1
Групповое
занятие
24.05.
Тема35 Сложи и
нарисуй.
1
Групповое
занятие
30.05.
Тема36 Обобщающее
занятие по теме раздела
(мониторинг).
1
Групповое
занятие
28.03.
Май
Групповое
занятие
28.02.
21.03.
Апрел
ь
14
РАЗДЕЛ №2: «Комплекс
условий реализации программы»
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Анализ работы детей,
анализ продукта
деятельности
Обобщающее занятие
по итогам раздела и
учебного года
организационно-педагогических
1.Материально-техническое обеспечение:
Проведение занятий предусмотрено в кабинете учителя-дефектолога
20
во второй половине дня. Кабинет хорошо освещен, обеспечен необходимой
мебелью, соответствующей росту детей. Мебель для занятий
промаркирована и соответствует с СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Перечень оборудования, материалов необходимых для реализации
программы
№
Наименование
Количество
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Бумага для принтера
Тетради в клетку
Тетради в линейку
Карандаши простые
Карандаши цветные
Фломастеры
Трафареты
Ручки цветные
Наборы картинок и образцов для дидактических игр и
упражнений
Столы по росту
Стулья по росту
1п
10.
10
10
10
10
10
10
10
10.
11.
21
4
10
2. Информационное обеспечение:
При подготовке педагог широко использует интернет ресурсы, фото- и
видеоматериалы.
3. Кадровое обеспечение
Занятия проводит педагог с высшим педагогическим образованием, первой
квалификационной категории.
Методическое обеспечение
Формы аттестации: Карта итогового мониторинга освоения программы, карта
учета освоения детьми содержания каждого занятия.
Формы контроля: Обобщающие занятия по теме раздела, анализ деятельности
детей, анализ продуктов деятельности.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитическая справка по итогам работы за полугодия и год, видеозапись занятий,
табель посещаемости, материалы мониторинга, отзывы родителей, фото детских
работ, фото работы детей на занятиях.
Формы предъявления и демонстрации
образовательных результатов:
аналитическая справка по итогам мониторинга, диагностическая карта, открытое
занятие.
Оценочные материалы:
Карта итогового мониторинга развития детей 5-8 лет по реализации
адаптированной дополнительной образовательной программы
«Умелый карандаш»
Для мониторинга развития детей в ходе реализации программы «Умелый
карандаш»
использовались:
методика
«Узор»
Н.В.Нижегородцевой,
В.Д.Шадрикова
«Психолого-педагогическая
готовность
ребёнка
к
школе», методика «Дорожки» (по Л.А.Венгеру).
1 методика «Узор» Н.В.Нижегородцевой, В.Д.Шадрикова «Психологопедагогическая готовность ребёнка к школе».
Задание: на листе бумаги в клеточку с левой стороны написана
последовательность однотипных графических элементов (два больших – два
маленьких, два больших – два маленьких), предлагается продолжить этот «узор»
до конца строчки.
Цель: выявление уровня сформированности графомоторных навыков у детей
старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Определение уровня сформированности графомоторных навыков у детей
по методике «Узор».
Парамет
Характер
Размер
Форма
Наклон.
22
Отклонение
Последовательн
ры
Баллы
5баллов
4 балла
3 балла
2 балла
линий
элементов.
элементов.
от строчки.
ость элементов.
Нажим
ровный,
прямой,
линия
не
искривленна
я.
Нажим
ровный,
прямой,
линия
дрожащая.
Соответству
ет эталону
Соответству
ет эталону
Соответству
ет эталону
Незначитель
ные
отклонения
от строчки
(не более 10)
Правильно
воспроизведена
последовательн
ость элементов.
Незначитель
ное
несоответств
ие
(1-2
элемента).
Незначитель
ное
несоответств
ие
(1-2
элемента)
Соответству
ет эталону
(допустимо
несоответст
вие
1-2
элемента)
Незначитель
ное
несоответств
ие (не более
15)
Не
соответствуе
т эталону 3-4
элемента.
Не
соответствуе
т эталону 3-4
элемента.
Не
соответству
ет эталону
3-4
элемента.
Значительно
е
несоответств
ие (более 20)
Правильно
воспроизведена
последовательн
ость элементов.
Незначительное
несоответствие
(1-2 элемента)
Неверно
воспроизведена
последовательн
ость
более
половины
элементов.
Нажим
ровный,
прямой,
линия
двойная,
искривленна
я.
Нажим
не
ровный,
линия
двойная
искривленна
я.
Не
соответствуе
т эталону.
Не
соответствуе
т эталону.
Не
соответству
ет эталону.
Значительно
е
несоответств
ие (более 30)
Неверно
воспроизведена
последовательн
ость
всех
элементов.
Согласно критериям констатирующего эксперимента:
Высокий уровень - 25-30 баллов.
Средний уровень - 19-24 баллов.
Низкий уровень - 12-18 баллов.
2 методика «Дорожки» (по Л.А.Венгеру).
Задание: рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца которых
стоят машины, у другого – дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому.
Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна
ребёнку. Тип дорожки усложняется от первой к последней.
Цель: определение развития точности движений у детей старшего дошкольного
возраста с нарушением интеллекта.
Определение уровня сформированности графомоторных навыков у детей
по методике «Дорожки».
Параметры
Баллы
5баллов
Выходы за
дорожки
Отсутствуют.
4 балла
3 балла
Отсутствуют.
1-2 выхода за пределы
дорожки.
3 и более выходов за
пределы дорожки.
2 балла
пределы
Отрыв
карандаша
Отсутствует.
Не более 2 раз.
2-3 раза.
Более 3 раз.
Характер линий
Нажим
ровный, прямой, линия не
искривленная.
Нажим ровный, прямой, линия дрожащая.
Не ровная, дрожащая, очень слабая.
Не ровная, дрожащая, почти невидимая,
нажим сильный, многократное проведение.
Согласно критериям констатирующего эксперимента:
23
Высокий уровень - 13-15 баллов.
Средний уровень - 10-12 баллов.
Низкий уровень - 6-9 баллов.
Цель итогового мониторинга: Определение результативности реализации
программы «Умелый карандаш» в конце года (май).
Результаты итогового мониторинга заносятся в карту итогового мониторинга
развития детей.
Учет освоения детьми содержания каждого занятия:
1- Усвоил хорошо,
2- усвоил удовлетворительно,
3- не усвоил.
Дата, Тема
Сентябрь
Ф.И. ребенка
06.09.
13.09.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
20.09.
27.09.
04.10.
11.10.
18.10.
25.10.
01.11.
08.11.
15.11.
22.11.
06.12.
13.12.
20.12.
Тема 1 Знакомство с письменными принадлежностями,
гигиеническими правилами письма (теоретическое
занятие).
Тема 2 Знакомство с письменными принадлежностями,
гигиеническими правилами письма -2 (теоретическое
занятие).
Тема 3 Солнышко и тучки.
Тема 4 Солнышко и тучки – 2.
Тема 5 Повтори.
Тема 6 Повтори – 2.
Тема 7 Повтори - 3.
Тема 8 Найди и покажи.
Тема 9 Выложи фигуру.
Тема 10 Выложи фигуру- 2.
Тема 11 Выложи фигуру – 3.
Тема 12 Подбери заплатки.
Тема 13 Раздай детям шарики.
Тема 14 Найди пару.
Тема 15 Обобщающее занятие по теме раздела.
Раздел 2. «Совершенствование ориентировки на листе бумаги».
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
27.12.
Тема 16 Вверх-вниз.
10.01.
Тема 17 Помаши руками.
17.01.
Тема 18 Ориентировка на плоскости.
24.01.
Тема 19 Ориентировка на плоскости – 2.
07.02.
Тема 20 Ориентировка на листе бумаги.
14.02.
Тема 21 Ориентировка на листе бумаги - 2
21.02.
Тема 22 Обобщающее занятие по теме раздела.
Раздел 3. «Формирование базовых графических навыков».
28.02.
Тема 23 Прямые непрерывные линии.
07.03.
Тема 24 Прямые непрерывные линии-2.
14.03.
Тема 25 Дорожки в ограниченном пространстве.
21.03.
Тема 26 Дорожки в ограниченном пространстве – 2.
28.03.
Тема 27 Дорожки по точкам.
04.04.
Тема 28 Дорожки по точкам – 2.
11.04.
Тема 29 Дорожки по точкам- 3.
18.04.
Тема 30 Обводка по контуру и штриховка.
25.04.
Тема 31 Обводка по контуру и штриховка – 2.
16.05.
Тема 32 Обводка по контуру и штриховка – 3.
23.05.
Тема 33 Выкладывание узора.
30.05.
Тема 34 Выкладывание узора -2.
24
24.05.
30.05.
Тема35 Сложи и нарисуй.
Тема36 Обобщающее занятие по теме раздела
(мониторинг).
Особенности организации образовательного процесса: очное обучение.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Методы воспитания: поощрение, упражнение, мотивация.
Форма организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.
Формы организации занятий: групповые теоретические и практические занятия.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные
технологии, игровая технология,
информационно-коммуникационные
технологии.
Алгоритм занятия:
Приветствие;
Мотивация;
Дидактические игры и игровые задания;
Индивидуальная помощь;
Пальчиковая игра;
Положительный анализ детских работ;
Прощание.
Предлагаемая программа по формированию графомоторных навыков у детей с
нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста составлена с учетом
структуры и степени выраженности нарушения, ведущих мотивов и потребностей
ребёнка, целей дошкольного воспитания.
Программа построена в соответствии с принципами, сформулированными в
психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях. К ним
относятся следующие принципы:
- деятельностный;
- единства диагностики, коррекции и развития;
- общие дидактические принципы.
25
Список литературы:
1. Ананьева Н.А. Здоровье и развитие современных школьников. / Н.А. Ананьева, Ю.А.
Ямпольская. – М.: Просвещение, 1994.- 126с.
2. Баряева Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью./Л. Б, Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. Зарин, Н. Д. Соколовой.
Издательство КАРО. Санкт-Петербург, 2009.- 266с.
3. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? Тетрадь для занятий. / М.М. Безруких.– М.:
Вентана – Граф,2001.-23c.
4. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. / М.М. Безруких - М.: ВЛАДОС,
2003.-160с.
5. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. – Т. 5 Основы дефектологии /Под ред. Т.А.Власовой.
– М., 1983.
6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. / Л.С. Выготский .– М.; Просвещение, 1995.240c.
7. Выготский Л.С. Психология./ Л.С. Выготский - М.: ЭКСМО, 2002.-240c.
8. Гаврилушкина О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного
развития /О. Гаврилушкина // журнал «Дошкольное воспитание». 1998. № 2. с. 67.
9. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. /Галанова Т.В.- Ярославль.: 2004. - 240с.
10. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. / С.Е,
Гаврина, Н.Л. Кутявина.- М.: Просвещение, 2001. - 93с.
11. Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. / В. Гурьева.- М.: КРОНПРЕСС, 1996. - 208с.
12. Гурьянов
Е.
В.
Психология
обучения
письму. / Е.
В.
Гурьянов.- М.:
Просвещение, 1989.-87c..
13. Дефектология: Словарь справочник. /Авт. – сост. С.С.Степанов; Под ред. Б. П.
Пузанова. – М., 1996.
14. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы
коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта //
Дефектология, 1999. № б. С. 25 - 34.
15. Жинкин Н.И. Механизмы речи. / Н.И. Жинкин - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -22c.
16. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Н.С.Жукова,
Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: Просвещение, 1973. – 67с.
17. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. / Л.Е. Журова.- М.: Просвещение, 1974.87c.
18. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. / Б.В. Зейгарник.- Под ред.
М.Р. Гинзбурга — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж:
НПО «МОДЭК», 1998. — 352 с.
19. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. . / А.А. Катаева,
Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2001. - 206с.
20. Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в
развитии. / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева.- М.: Просвещение, 1991. - 132с.
21. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Н.В. Квач– М.; Владос, 2001.- 45c.
22. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. / В.В. Ковалев. – М.: Просвещение, 1995.87c.
23. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. / М.М. Кольцова. М.: Просвещение, 1979. –
64с.
24. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. / А.Н.
Корнев. – СПБ, 1997.-145c.
25. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с
нарушениями речи. /Под ред. Ю.Ф.Гаркуша – М.: Секачев В.Ю., 2000.-255c.
26
26. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в
развитии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. /Под ред. Б. П.
Пузанова. – М.: 2001.-268c.
27. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика,
1983. - Т.1. - С.27-28.
28. Левина Р. Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. / Р. Е. Левина. - М.: Наука,
2004.-С.143..
29. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. / А. Р. Лурия - М.: Просвещение, 1989.285c.
30. Мелихова О.В. Формирование готовности дошкольников с ОНР к овладению навыком
письма. / О.В. Мелихова, О.Ю. Федосова //Логопедия, - 2006. - №3.- C.15.
31. Новикова Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму: Комплекс упражнений для
тренинга мышц рук у детей. / Е.В. Новикова . - М.: Просвещение, 2002. – 34с.
32. Нижегородцева Н.В.Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. / Н.В
Нижегородцева, В.Д .Шадриков . – М.: Просвещение, 2001. – 53с.
33. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Олигофренопедагогика.
/Под ред. Б. П. Пузанова. – М., 2008. – 272с.
34. Овсюкова Т. В. Формирование предпосылок к овладению морфологическим
принципом письма младшими школьниками с ОНР / Т. В. Овсюкова // Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 4.
35. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова.М.: Флинтс. Московский психолого-социальный институт 1998. - 104с.
36. Поваляева М.А. Справочник логопеда. / М.А. Поваляева. Ростов-на-Дону, 2002. – 345с.
37. Программа подготовительного и 1 — 4 классов коррекционных образовательных
учреждений VIII вида. / Ред. В.В.Воронкова. М., 1999. Пузанов Б.П., Селивёрстов В.И.,
Шаховская С.Н., Костенкова Ю.А. Под ред. Пузанова Б.Н.
38. Российская Е.Н. К проблеме формирования операциональной и функциональной
готовности учащихся с тяжелым речевым недоразвитием к овладению письменной речи
// Дефектология. – 1999. – №4. – С. 9-17.
39. Российская Е.Н. О некоторых приемах формирования готовности к овладению
самостоятельной письменной речи учащимися с тяжелыми нарушениями речи //
Дефектология. – 2000. - №2. – С. 74-82.
40. Русский язык: Энциклопедия.- М.: Просвещение, 1979. – 205c.
41. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. / М.С.
Рузина. СПб.: 2000.-214c.
42. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольника. / А.Л. Сиротюк. С.П.,2000. - 65с.
43. Ткаченко Т.А. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у
дошкольников с нарушениями речи. / Т.А. Ткаченко.- М.: Просвещение, 1989.-47c.
44. Узорова О.В.Пальчиковая гимнастика. / О.В.Узорова, Е.А. Нефедова . - М.:
Просвещение, 2002.- 24c.
45. Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при
обучении письму и чтению учащихся вспомогательной школы . / Л.П. Уфимцева.//
Дефектология.-2004.- № 3.
46. Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при
обучении письму и чтению учащихся вспомогательной школы . / Л.П. Уфимцева.//
Дефектология.-2005.- № 6.
47. Утехина К.Г. Развитие графических навыков письма у дошкольников 6—7 лет: Опыт
работы практического педагога. / К.Г. Утехина. - М.: Просвещение, 1996.-95c.
48. Цвынтарный В.А. Играем пальчиками и развиваем речь. / В.А. Цвынтарный. - С.П.:2002. - 45с.
27
49. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические
аспекты. / С.Г. Шевченко.- М.: Просвещение, 2001. - 136с.
50. Эльконин Д.Б. Избранные произведения. / Д.Б. Эльконин - М.: Просвещение, 2000. Т.1.
28