Программа лопуслуг Удивительный мир природы

Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник
детского разума».
В. Сухомлинский.
Кружок «Удивительный мир природы» имеет экологическую направленность,
которая определена особой актуальностью экологического образования в современных
условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не
только не
исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер
фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то
необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической
культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить
детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за
изменениями,
происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о
природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к
природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком,
развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь,
внимание, восприятие, эмоциональная сфера.
Основой
разработки
содержания
рабочей
программы
экологического
кружка
«Удивительный мир природы» являются Федеральные государственные требования к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы» под редакцией Вераксы и парциальная программа С.Н.
Николаевой
«Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно-правильного
отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они
знакомятся в дошкольном детстве.
Основная цель работы кружка «Удивительный мир природы» - формировать у
детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий
мир и
природу.



Работа экологического кружка призвана решать следующие задачи:
Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые дети —
это тоже часть природы;
Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение
оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать
свои впечатления через различные виды деятельности;






Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных
изменениях в природе.
Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о
животных, их детенышах.
Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как
живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды
по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)





Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за
комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к
особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь
растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
Методы, используемые для реализации работы кружка:
1. Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых,

дидактических, игр и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов.
4. Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы экологического кружка необходимо обратить
особое внимание на следующие основные направления.
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с

компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти
компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира,

ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного
характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной

деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Организация работы:
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в
неделю во вторую половину дня, продолжительность - 20 минут. Количество детей,
посещающих
кружок «Удивительный мир природы» - 23 человека. Возраст детей: от 4 до 5 лет.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость,
обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию
эстетического вкуса.
Дошкольни
кдолжен:
ЗНАТЬ

ИМЕТЬ
ПРЕДСТАВЛЕНИ
Е.

УМЕТЬ

Правила поведения в природе.
Растения и их характерные
признаки.
Основные признаки диких и домашних
животных. Виды птиц своей местности.
Несколько видов явлений неживой природы.
О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от
изменений
в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и
явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережном
отношении к окружающему миру и последствиях
экологически неграмотного поведения в природе.
Выполнять правила поведения в природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка
природы. Обеспечивать уход за растениями
цветников (полив)
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц
зимой на участке, уборка мусора).
Изготовление поделок и панно из собранного природного
материала.

Перспективный план работы кружка «Удивительный мир
природы»

№

Дата

Тем
а

Задачи
Сентябр
ь

Содержание

1.

«Цветы
на участке
осенью»

Закрепить знания детей
об осенних садовых
цветах: отличие по
внешнему виду, стадии
созревания семян.
Уточнить представления
детей о садовых работах
осенью. Активизировать
словарь детей словами,
означающими названия
садовых цветов.

Загадывание загадок, игра
«Угадай по
описанию»,
наблюдение.

2.

«Что
нам
осень
подарила»

3.

«Осень
в белые
туманы»

4.
«То
березка, то
рябинка»

5.
«Доброе,
хорошее
солнце»

6.

«Расскажи
Хрюшке
о
комнатны
х
растениях»

Закрепить знания детей об
овощах и фруктах.
Уточнить знания детей об
уходе за овощами.
Воспитывать трудолюбие.
Активизировать словарь
детей словами,
обозначающими овощи и
трудовые действия.
Уточнить знания детей о
таком природном явлении,
как туман. Развить
познавательную
активность.
Активизировать словарь
детей: туман, сыро,
влажно, густой покров.
Продолжить знакомство
детей с характерными
особенностями деревьев,
сезонными изменениями.
Воспитывать любовь
к природе.
Октябрь
Уточнить знания детей о
солнце осенью.
Формировать умения
определять погоду по
приметам. Активизировать
словарь детей: вода, тепло,
свет, земля.
Уточнить представления
детей о растениях в группе,
о необходимых для них
условиях жизни.
Познакомить с новыми
растениями. Научить
узнавать и называть части
растения
(корень, стебель, лист,
цветок). Воспитывать
интерес к
исследовательской
деятельности. Поощрять
желание ухаживать за
растениями, относиться к
ним с любовью и

Чтение стихов
«Здравствуй, осень!» Е.
Благинина, наблюдение,
беседа «Что растет на
грядке?»

Беседа «Что это –
туман?», чтение стихов,
загадывание
загадок,
наблюдение.

Чтение стихов: «Березонька»,
«Рябинка», игра «Опиши
дерево», загадывание загадок,
наблюдение

Чтение стихов:
«Четыре клада…» М.
Маханева.
Наблюдение, опыт
«Ладошки»,

Артикуляционная
гимнастика, Игра «Найди
растение»,
физкультминутка «цветы»,
Дид-кая и. «За каким
растением спрятался
Хрюша?», конспект

нежностью.

7.
«Осенне
едерево»

Формировать умения детей
наблюдать явления
природы, анализировать и
делать
выводы о
некоторых
взаимосвязях и
закономерностях.

Нетрадиционная
техника рисования:
кляксографияэкспериментирование

8.
«Домашние
животные»

9.

10.

11.

12.

Формировать у детей
обобщенные представления
о домашних животных: как
за ними надо ухаживать,
какую
пользу приносят, какие
условия нужны для
жизни.
Ноябрь

Развивать способности
детей наблюдать сезонные
явления и их изменения.
«Сколько
Формировать умения
знаю я
выделять характерные
дождей»
признаки осеннего и летнего
дождя. Активизировать
словарь детей: моросит,
мелкий, холодный.
Знакомить детей с
зимующими птицами:
воробьи. (Уточнить с детьми,
как
«Воробьишка» изменения в природе
повлияли на жизнь
воробья). Развивать
интерес к наблюдениям за
птицами.
Активизировать
словарь детей:
зимующие,
перелетные.
Формировать у детей
«Синичкин
желание по-доброму
относиться к
праздник –
живой природе.
12 ноября»
Учить
организовывать
самостоятельно подкормку
птиц регулярно.
Продолжать формировать
знания о лесных
«Дикие звери обитателях.
зимой»
Развивать у
детей
представления о
последовательности
событий в жизни лесных

Беседа, использование
худ- ного слова,
пальчиковая игра
«Облака», игра «Вспомни
и назови»

Коммуникативная игра-танец
«Вальс друзей»
Пение «Туча», «Кап, кап…»
муз. И. «Солнечные зайчики и
тучка» пальчиковая и.
«Облака», конспект

Подвижная игра «Кто в
домике живет?». Природные
приметы. Массаж пальцев
«Грачи».
Птичьи заклички. Речевая игра
«Кто же это?» (конспект)

Беседа «Угадай, какая
птица», наблюдение,
использование
художественного слова,
подв. игра «Лиса и птицы»

Чтение стих-ний,
творческие задания, подв.
игра «Зайцы и волк»,
беседа.

зверей.

Декабрь
13.
«Снежинка»

14.

«Защитите
ель и сосну»

Развивать способности
наблюдать сезонные
явления и их изменения,
внимания и
памяти, видеть красоту
природы. Активизировать
словарь детей: первый
снег.
Знакомить детей с
понятием, что в шишках
находятся семена хвойных
деревьев.
Формировать умение детей

Наблюдение, беседа,
чтение познавательных
рассказов, проблемная
ситуация.

Наблюдение, беседа, игра
«Найди по описанию»

15.
«Плыли по
небу
тучки»

16.
«Снежны
й
хоровод»

17.

«Зимняя
красавица
-ель»

18.
«Жизнь
птиц зимой»

различать еловую и
сосновую шишку.
Активизировать словарь
детей: ель, сосна.
Расширять представления
детей о явлениях неживой
природы: рассказать
детям, какие бываю
облака.
Развитие
наблюдательности.
Активизировать словарь
детей: перистые, слоистые,
кучевые.
Продолжать учить детей
наблюдать явления
природы: снегопад и видеть
красоту
окружающего мира.
Активизировать словарь
детей: холодный, белый,
сверкающий, сказочный и
т.д.
Январь
Приобщить
к
желанию
наслаждаться
запахом хвойного
дерева. способствовать
развитию умения
называть характерные
особенности строения
ели, признаки,
отличающие ее от
других деревьев,
формированию умения
видеть отличие
игрушечной ели от
настоящей; воспитывать
бережное и заботливое
отношение к
живой природе.
Учить детей
рассматривать птиц,
различать их по размеру,
окраске оперения,
издаваемым звукам.

Беседа «Какие бывают
облака», наблюдение,
использование
художественного
слова.

Наблюдение, рассматривание
картины «Зима», продуктивная,
опытная (снежки)
деятельность.

Игровой сюрпризный
момент, составление
рассказа-описания о ели с
опорой на план, игра имитация «Собери
шишки, беседа «Должен
ли человек беречь красоту
природы?». Творческая
работа, конспект

Беседа, игра «Накорми
птицу», Дид. и. «Улетают –
не улетают».

Познакомить с их
названиями.

19.
«Мороз –
удивительны
й
художник»

Вызывать у детей интерес
к зимним явлениям
природы. Развивать
зрительную
наблюдательность,
способность замечать
необычное в
окружающем мире и
желание отразить
увиденное в своем
творчестве. Развивать
воображение и
творчество.
Февраль

Загадывание загадок,
наблюдения на
прогулке,
использование
художественного
слова,
практическая работа (конспект)

20.

21.

22.

23.

Вызывать интерес к
выращиванию огорода на
«Выращиваем окошке, желание
наблюдать
лук на
за изменениями в
окошке»
луковицах. Учить создавать
ситуацию опыта.
Способствовать:
обогащению и углублению
«Дикие
знаний детей о диких зверях
животные
в зимний период, развитию
в лесу
умения устанавливать связи
зимой»
между зимними условиями
и особенностями поведения
зверей.
Формировать понятие о
доброте, привычку
совершать добрые поступки;
воспитывать интерес к
экспериментальной
«Лаборатори деятельности; учить
я добрых
выдвигать
дел»
гипотезы,
предположения;
анализировать явления,
делать выводы; развивать
познавательный интерес,
логическое мышление,
речь детей; вызвать
чувство радости у детей.
формировать представления
об изменениях в природе;
«Наблюдени
учить различать
е
за характерные приметы конца
сезонными
зимы (первая капель);
изменениями
закреплять умение
»
воспринимать поэтическое
описание зимы.
Март

Беседа с элементами труда.

Беседа о белке, еже,
зайце, лисе, медведе.
Выполнение
творческого задания. игра
«Мы маленькие зайчики»,
игра
«Закончи предложения».

Беседы о природных
явлениях, катаклизмах
(землетрясения, вулканы,
смерчи, ураганы,
наводнения), опыты с водой,
воздухом; чтение
познавательной
литературы; беседы о
добре и зле.

Использование худ-ного слова,
Подвижные игры: «Хитрая
лиса», «Кто сделает
меньше прыжков?».

24.
«К нам
весна шагает
быстрым
и
шагами»

25.

«Наши
четвероноги
е друзья –
собака»

Продолжать учить
запоминать названия
весенних месяцев; дать
представления об
изменениях,
происходящих ранней
весной в природе.
Развивать навыки
элементарной
исследовательской
деятельности,
логическоемышление.
Формировать у детей
представления о том,
что собака умное
домашнее
животное, предана
человеку, её можно
дрессировать и

Чтение стихотворения “Март”,
«Весна идёт», Д.и.
«Найди настроение.
Покажи настроение»,
наблюдение.

Наблюдение, Подвижные игры
«Дружные пары», «Разойдись
— не упади».

26.

«Забота о
здоровье»

27.
«Первы
е цветы
в
природе»

28.
«Божья
коровка»

29.
«Русская
березка»

30.

«Пернаты
е гости»

использовать на
разных полезных
службах.
Способствовать
воспитанию
у
детей
бережного отношения к
своему здоровью;
формировать представления
о том, что в весеннее время
особенно полезны
витаминная пища (зеленый
лук и др.) и солнце;
развивать у детей умения
заботиться о своем здоровье;
воспитывать
чувства заботы о
больном товарище.
Побуждать детей
радоваться первым
весенним цветам,
продолжать знакомить их с
названиями, с
особенностями строения.
Апрель
Учить детей внимательно
относиться к
окружающему миру.
Воспитывать интерес к
природным явлениям,
уточнить представления о
внешних особенностях
жучка.
Формировать представления
удетей о русской березе.
Расширить знания об охране
природы. Воспитывать у
детей интерес и бережное
отношение к природе.
Способствовать
обобщению представлений
о птицах в весенний
период: изменение их
поведения – греются на
солнце, на деревьях,
чирикают,
гнездуются, выводят
птенцов и др.;
воспитывать

Игра «Порадуйся солнышку»,
«Что полезно для здоровья,
что вредно», беседа о
витаминной пище.

Сравнительный рассказ о
мать- и-мачехе и одуванчике,
загадки, чтение стихов.

Наблюдение
за
божьей
коровкой.
Разучивание потешки,
продуктивная
деятельность, пальчиковая
гимнастика
«Божьи
коровки».

Загадывание загадок,
хоровод, продуктивная
деятельность
Беседа, изготовление
скворечников, наблюдение
за птицами на участке
детского сада,
рассматривание
иллюстраций (разные
виды гнезд, появление
птенцов и

любознательность,
желание заботиться о
птицах.

31.

«Весенни
й пейзаж»

Закрепить представления
детей о весне, о
характерных особенностях
данного времени года.
Обратить
внимание детей на первые
признаки весны.
Воспитывать у детей
любовь к родному
краю. Развивать у детей
интерес к живой
природе,
эмоциональную
отзывчивость.

т. д.).

Беседа, художественное
слово, рассматривание и
сравнение
картин по теме «Весна»,
загадка, превращение детей
в художников,
прослушивание мелодий
«Времена года».

Май
32.

«Кто живёт
в пруду?»

33.

«Цветущи
е деревья»

34.
«Что такое
облака,
дождь,
гроза?»

Познакомить
детей
с
прудом
–
природным
водоемом, его
обитателями,
растениями,
формировать
знания,
что пруд не следует
засорять;
обобщить представления
об основных факторах
водной среды: природный
слой
почвы,
вода,
камни,
растения,
которые
приспособились жить в
воде.
Способствовать
ознакомлению детей с
особенностями
весеннего состояния
плодовых деревьев,
формировать умения
устанавливать
простейшие связи:
изменение условий в
окружающей среде
воспитывать интерес к
растениям, бережное
отношение и заботу.
Дать понятие об
испарении воды,
образовании облаков,
электрических разрядах в
доступной форме.
Познакомить детей с
правилами поведения
во время грозы.

Рассматривание картины
«Водоем», игра «Создай
свой водоем». беседа, игра
«Подражание», конкурс «Кто
готов сохранить водоем?»..

беседа о яблони, вишни,
сирени. Игра «От какого
дерева цветок, Игра имитация
«Собери нектар»

Наблюдение, рассматривание
иллюстраций, чтение,
конспект.

36.

«Песочны
е
фантазии»

Расширять кругозор детей:
познакомить с
современным
направлением в
изоискусстве. Закрепить
знания о свойствах песка.
Упражнять детей в работе с
моделями. Развивать
образное и логическое
мышление. Развивать
тактильную
чувствительность и мелкую
моторику рук.
Обогащать
эмоциональную сферу
детей

Чтение загадок, игра
«Песочный телеграф»,
музыкальноритмическое упражнение
«Волна»,
пальчиковая гимнастика «На
морском песке сижу»,
самостоятельная
деятельность детей.

Список литературы:
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания

дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
2. С.Н. Николаева «Юный эколог» «Система работы в средней группе детского

сада. Для работы с детьми 4-5 лет»: Мозаика- синтез; М:2010год
3. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов

дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма
«Издательство АСТ»
- 1998. - 320 с.
4. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план

работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного
возраста – СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
5. З.Ф. Аксенова «Войти в природу другом» Экологическое воспитание

дошкольников. – М.: ТЦ Сфера,2008 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».