Программа лопуслуг Затейники

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Учебный план
Содержание программы
Планируемые результаты
Календарный учебный график
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических
условий
Материально-техническое, информационное, кадровое
обеспечение
Методическое обеспечение
Оценочные материалы
Список литературы

3

3
5
6
6
16
17
19
20
20
21
27

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы:
Пояснительная записка
ТИП
ПРОГРАММЫ:
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности «Затейники»
(рисование) предполагает освоение материала на ознакомительном
(стартовом) уровне.
Освоение программного материала ознакомительного (стартового)
уровня предполагает получение обучающимися первоначальных знаний в
области использования различных техник рисования.
- одноуровневая программа (содержание и материал выстроены в
соответствии только с одним уровнем сложности).
Программа по обучению различным техникам рисования рассчитана
на 1 год, реализуется с детьми подготовительной группы (6 - 7 лет).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно направленности «Затейники» (рисование) разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г.
№ 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года».
5. Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края
от 26.09.2019г. № 1321 «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского
края».
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: Данная программа имеет
художественную направленность. Ее реализация позволяет создать условия
для развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, его
творческих способностей и мелкой моторики, создать условия для
творческой самореализации.
4

АКТУАЛЬНОСТЬ:
Актуальность программы обусловлено
тем, что художественное
творчество является универсальным механизмом развития дошкольника,
обеспечивающее развитие индивидуальных художественных способностей,
но и коммуникативных навыков в процессе творчества (навык позитивного
общения, уважение чужого мнения, укрепление уверенности в себе).
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционного рисования
является наиболее благоприятной для развития творческих способностей
дошкольников. Необходимость создания дополнительной общеразвивающей
программы вызвана тем что чем больше дошкольник знает вариантов
получения изображения в различных техниках, тем больше у него
возможностей передать свои идеи и замыслы, образы в изобразительной
деятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:
Программа предназначена для пробуждения в каждом ребенке
стремления к художественному самовыражению и творчеству, добиться
того, чтобы работа вызвала чувство радости и удовлетворения, развить
творческие способности детей с помощью разных способов и приемов
изобразительной деятельности.
Программа ориентирована на то, чтобы дать детям базовые
систематизированные
знания,
умения
и
навыки
художественноизобразительной деятельности, основанные на преимущественном изучении
таких видов деятельности, как рисунок, живопись, нетрадиционные формы
рисования.
Практика показывает, что применение в детской изобразительной
деятельности нетрадиционных художественных техник способствует
расширению художественного опыта детей и является одним из
эффективных путей повышения выразительности художественного образа в
их работах.
Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе трудовые и
изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоциональноположительное отношение к самому процессу рисования, развивают
воображение, способствуют улучшению детских рисунков по содержанию и
качеству исполнения и, более того, являются предпосылками успешного
участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Отличительной особенностью данной программы является
использование различных, в том числе нестандартных материалов для
работы. Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию
детского интеллекта, активизируют творческую активность, учат мыслить
нестандартно.

5

АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ: Настоящая программа предназначена для
работы с детьми старшего дошкольного возраста 6-7 лет, рассчитана на
один год обучения.
В группу принимаются дети при наличии соответствующего интереса
и по желанию родителей.
Максимальное количество детей в группе – 10 человек.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Форма объединения детей: объединение.
Одновозрастная группа постоянного состава.
ОБЪЕМ И СРОКИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ, РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в течение 1 года. Обучение детей рассчитано
на 36 учебных недель; 9 месяцев, 36 учебных часов.
Форма обучения: очная.
Период
Продолжительность Ко-во
Кол-во
Кол-во
Кол-во
занятий
занятий в часов в
недель
часов в
неделю
неделю
год
1 год
30 мин
1
1 часов
36
36 часов
обучения
Занятия объединения по программе «Затейники» проводятся во
вторую половину дня 1 раз в неделю, по пятницам с 16.00 до 16.30. С
сентября по май.
6. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности по
реализации программы дополнительного образования детей – 1
академический час длительностью не более 30 мин в соответствии с СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Форма организации занятий: групповая.
Цель и задачи программы:
Цель программы: Развитие художественно-творческих способностей
и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста через
использование различных техник рисования.
Задачи программы:
Личностные:
6

Научить детей с удовольствием рисовать, используя различные техники
и способы рисования.
Предметные:
Познакомить детей с различными материалами, используемыми для
рисования и их свойствами.
Научить приемам работы с различными изобразительными материалами.
Метапредметные:
Способствовать развитию фантазии, ассоциативного мышления.
Развивать мелкую моторику рук, стимулируя развитие интеллектуальных
способностей.
Учебный план
№ Название раздела

1

Живопись.

2

Декоративное
рисование.

3

Рисунок

4

Нетрадиционное
рисование.

Итого за год

Количество часов
Формы контроля
Всег Теори Практик
о
и
и
10
3
7
Обобщающее занятие по
теме
5
1
4
Обобщающее занятие по
теме
11
3
8
Обобщающее занятие по
теме
10
1
9
Обобщающее занятие по
теме
36
8
28

Содержание программы
СЕНТЯБРЬ
Раздел 1 Живопись.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление
художника и волшебника в древние времена.
Изучение основных, составных и дополнительных цветов, их
смешение. Знакомство с цветовым кругом и богатой красочной палитрой
.Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых и холодных
оттенков .Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные
(блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Роль белой и
черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
7

Эмоциональные возможности цвета .Изучение особенности художественных
материалов, применяемых для живописи; техники работы материалами для
живописи (акварель, восковые мелки, гуашь). Последовательность
выполнения живописного произведения. Многообразие жанров живописи.
Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Жанр пейзажа. Пейзажи различных
географических широт. Использование различных художественных
материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Изучение световоздушной перспективы в пейзаже
Теория: Способы и приемы работы с красками при создании рисунков.
Техника безопасности. Правила поведения на занятиях, знакомство с
художественными материалами. Организация рабочего места.
Практика. Создание цветового спектра. Работа красками. Применение
в композиции различных видов мазков: «штрих-дождик», «звёздочка»,
«кирпичик», «волна». Изучение базовых форм в натюрморте на основе
геометрических тел. Изображение овощей и фруктов. Применение законов
световоздушной перспективы в пейзаже.
1.Тема: Вводное занятие (теоретическое занятие).
Теория: Цели и задачи изостудии. План работы на год. Техника
безопасности.
Правила
поведения
на
занятиях,
знакомство
с
художественными материалами. Организация рабочего мест
Материалы и оборудование: акварель, гуашь, баночки, кисти, салфетки,
трубочки.
2.Тема: Мониторинг знаний, умений, способностей детей.
Практика: Коллективная работа на тему воспоминания о лете.
Диагностический мониторинг. Игры, тесты для определения умений,
навыков, креативности ребенка.
Материалы и оборудование: акварель, гуашь, баночки, кисти, салфетки,
трубочки.
3.Тема: «Портрет гриба» (рисование гуашевыми красками)
Теория: Ознакомить разными способами изображения грибов (линия
,пятно)
Акцентировать внимание на натуре, стараясь максимально передать
изобразительными материалами цвет, форму, строение грибов
Практика: освоение навыков работы с красками при создании
изображения гриба. Учить рисовать округлый предмет и аккуратно
закрашивать его кистью. Учить аккуратно использовать краски.
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, тряпочка, карандаш, одноразовая тарелка, ватман с изображением
аквариума, диск со звуками природы (шум волн), музыка Сен-Санса
«Аквариум», клей-карандаш.
8

4.Тема: «Дары осени» (натюрморт)
Теория: Знакомить с понятием натюрморт. Учить передавать
характерные особенности фруктов, ягод, овощей фактурой разного
изобразительного материала
Практика: освоение навыков работы с красками при создании
натюрморта из овощей и фруктов. Учить передавать пропорции, объем, цвет,
форму овощей и фруктов. Учить аккуратно использовать краски.
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, тряпочка, карандаш.
ОКТЯБРЬ
5.Тема: «Шляпка феи Осени»
Теория: Учить передавать характерные особенности образа шляпки
феи (ягоды, грибы, листья, фрукты). Закреплять понятия теплые цвета.
Практика: Учить создавать декоративную композицию на основе
природных форм.
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, тряпочка, карандаш.
6.Тема: «Шляпка феи Осени» (продолжение)
Теория: Закреплять понятия теплые цвета. Познакомить с
особенностями женского портрета.
Практика: Учить передавать особенности женского портрета гибкими
мягкими линиями.
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, тряпочка, карандаш.
7.Тема: «Портрет мамы»
Теория: Закреплять знания детей о жанре портрета. Познакомить с
особенностями женского портрета.
Практика: Учить передавать особенности женского портрета гибкими
мягкими линиями. Учить правильно располагать части лица. Закреплять
приемы рисования красками всей кистью и её кончиком.
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, тряпочка, карандаш.

9

8.Тема: «Рыбы коралловых рифов»
Теория: Закреплять знания детей о рыбах коралловых рифов (Тихий
Океан), обратить внимание на среду их обитания. На примере
фоторепродукций морских обитателей обратить внимание на причудливую
форму строения рыб, окраску.
Практика: Закрепить прием работы с акварелью в технике по сырому.
Научить создавать образа морских обитателей в смешанной технике
(акварель + мелки), передавать характерные особенности рыб. Научить
придумывать оригинальное название композиции.
Материалы и оборудование: клеенка, акварель, кисточки №2,4,8,
баночка с водой, тряпочка, карандаш, мелки восковые.
НОЯБРЬ
9.Тема: «Образы кошек»
Теория: Закреплять знания детей о кошках, обратить внимание на
грациозность кошек, изображенных на картинах художников- анималистов (
П. Боннар ,А. Орловская, Е Чарушин.).
Практика: Научить создавать образы кошек с помощью
художественных материалов на выбор (пастель, гуашь, мелки восковые).
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, салфетки, карандаш, мелки восковые.
10.Тема: Живопись. По замыслу. Обобщающее занятие по теме
раздела.
Теория: Способы и приемы работы с красками при создании рисунков.
работа с художественными материалами.
Практика: освоение навыков работы с красками при создании изображения.
Учить дополнять рисунок мелкими деталями.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, листы бумаги, пастель,
простой карандаш, ластик.
Раздел 2. Декоративное рисование.
Теория: Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных
форм. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой
(снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником.
Выразительные возможности многообразие узоров. Орнамент –повторение
рисунка через определённый интервал.
Практика. Применение технических приемов
жестовской росписи ( мазки кистью, примакивания).
10

хохломской

и

11.Тема: «Дождевик» (декоративное рисование)
Теория: Расширять представления детей о фантастических животных.
Практика: Учить передавать фантазийный образ чудо-зверя,
составленный из частей реально существующих животных.
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, тряпочка, карандаш.
12.Тема: «Нарисуем самовар» (декоративное рисование)
Теория: Знакомить детей с историей создания самовара, особенностях
хохломской росписи (колорит, композиция, элементы).
Практика: Познакомить с методом рисования растительного узора на
самоваре по мотивам хохломской росписи, используя гуашь и тонированную
основу. Закреплять умения пользоваться палитрой.
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, салфетки, карандаш, мелки восковые.
ДЕКАБРЬ
13.Тема: «Жостовские букеты на самоварах» (декоративное
рисование)
Теория: Продолжить знакомить детей с народным искусством на
примере мастеров Жостова. Знакомить с жостовской росписью, ее
содержанием, элементами, композицией на примере росписи самоваров.
Учить различать оттенки настроения в живописи и использовать цвет как
изобразительное средство.
Практика: Развивать умение самостоятельно подбирать краску,
пользоваться палитрой. Познакомить с методом рисования растительного
узора на самоваре по мотивам жостовской росписи.
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, салфетки, карандаш.
14.Тема: «Моя первая буква»
Теория: Упражнять детей в подборе красивых сочетаний цветов.
Практика: Развивать умение самостоятельно подбирать краску,
пользоваться палитрой. Закрепить умение детей рисовать крупно и
аккуратно. Учить детей составлять декоративный узор из разнообразных
элементов. Упражнять детей в подборе красивых сочетаний цветов.
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, салфетки, карандаш.
15.Тема: Декоративное рисование. По замыслу. Обобщающее занятие
по теме раздела.
11

Теория: Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных
форм. Узоры как средство украшения. Орнамент –повторение рисунка через
определённый интервал.
Практика. Применение технических приемов хохломской и
жестовской росписи (мазки кистью, примакивания).
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, листы бумаги, пастель,
простой карандаш, ластик.
Раздел 3. Рисунок.
Теория: Рисунок как изобразительный вид искусства. Рисунок простым
карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью,
тушью, восковыми мелками. Классификация линий: короткие и длинные,
простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый,
спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Особенности работы в технике
пуантилизма с использованием разнообразных изобразительных материалов
(маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши). Знакомство с
различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными),
способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации. Контраст форм на
примере осенних листьев и деревьев.
Практика. Выполнение композиции из линий: «Каракулерография», «
Ожившая краска». Выполнение техники пуантилизма. Изображение пятна
разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент,
наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества
точек, сеточек или других элементов. Изображение разных форм в
натюрморте и пейзаже. Соединение и комбинирование между собой
различных контрастных форм.
16.Тема: «Фантастические животные»
Теория: Расширять представления детей о фантастических животных.
Практика: Учить передавать фантазийный образ чудо-зверя,
составленный из частей реально существующих животных.
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, тряпочка, карандаш.
ЯНВАРЬ
17.Тема: «Ожившая сказка»
Теория: Учить видеть необычное в обычном. Формировать умение
работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка.
Практика: Учить передавать фантазийный образ оживших предметов.
12

Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, тряпочка, карандаш.
18.Тема: «У них куст на голове растет»
Теория: Расширять представления детей о диких животных, имеющих
рога (олень, лось, баран, козел). Обратить внимание на грациозность этих
животных.
Практика: Научить детей создавать образы животных графическим
материалом (уголь, фломастер), передавать намерения, характер животного.
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, тряпочка, карандаш.
19.Тема: «Дед Мороз»
Теория: Расширять представления детей о характерных особенностях
цвета и формы наряда Деда Мороза.
Практика: Научить детей передавать линией, цветом форму наряд
Деда Мороза. Закреплять навык в работе с красками, пластилином,
фломастерами (рисунок плоскостью кисти, барельеф, штрих).
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, тряпочка, карандаш.
20.Тема: «Пудель»
Теория: Расширять представления детей о пуделях - цирковых
артистах, обратить внимание на особенности внешнего вида.
Практика: Научить детей создавать образы животных графическим
материалом (уголь, фломастер), передавать намерения, характер животного.
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, тряпочка, карандаш.
ФЕВРАЛЬ
21.Тема: «Пудель»-2
Теория: Расширять представления детей о пуделях - цирковых
артистах, обратить внимание на особенности внешнего вида.
Практика: Научить детей создавать образы животных графическим
материалом (уголь, фломастер), передавать намерения, характер животного.
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, тряпочка, карандаш.
22.Тема: «Семья слонов»
Теория: Расширять представления детей о слонах, обратить внимание
на особенности внешнего вида. Расширять представления дошкольников об
13

искусстве силуэта, о возможности его использования как средства
художественного выражения в аппликации
Практика: Научить детей создавать образы животных графическим
материалом (уголь, фломастер), передавать намерения, характер животного.
Познакомить с методом силуэтного вырезания, передовая намерения и
характер животного.
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, тряпочка, карандаш.
23.Тема: «Птицы с длинной шеей»
Теория: Расширять представления детей о птицах с длинной шеей,
обратить внимание на особенности внешнего вида. Обратить внимание на
грациозность птиц в произведениях художников анималистов В. Ватагин.
Практика: Научить детей создавать образы птиц гелевой ручкой и
постелью, передовая в рисунке образ и характер птицы.
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, тряпочка, карандаш.
24.Тема: «Букашки - таракашки; в гостях у Мухи - Цокотухи»
Теория: Расширять представления детей о насекомых, обратить
внимание на особенности внешнего вида. Обратить внимание на
грациозность птиц в произведениях художников анималистов В. Ватагин.
Практика: Научить детей создавать образы насекомых
гелевой
ручкой и постелью. Развить практический навык работы с фломастерами
(точка, линия, штрих) умение комбинировать разные художественные
материалы.
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, тряпочка, карандаш.
МАРТ
25.Тема: «День Победы»
Практика: Учить детей передавать в рисунке впечатления от
праздничного города (украшенные дома, салют). Закреплять умение
составлять нужные цвета, оттенки на палитре (смешивая краски с белилами),
работать всей кистью и ее концом.
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, тряпочка, карандаш.
26.Тема: Рисунок. По замыслу. Обобщающее занятие по теме раздела.
Теория: Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или
гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками. Работы в
технике пуантилизма с использованием разнообразных изобразительных
14

материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).
Различные виды форм (геометрическими, природными, фантазийными),
способы их изображения на бумаге.
Практика. Выполнение композиции из линий. Выполнение техники
пуантилизма. Изображение пятна разными способами. Соединение и
комбинирование между собой различных контрастных форм.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, листы бумаги, пастель,
простой карандаш, ластик, гуашь, акварель, мелки, фломастеры, гелиевые
ручки.
Раздел 4. Нетрадиционные техники рисования.
Теория: Краски, их разнообразие и свойства. Способы и приемы работы с
красками при создании рисунков.
Практика: освоение навыков работы с красками при создании рисунков.
-оттиск поролоном;
-свеча и акварель;
-отпечатки листьев;
-рисунки из ладошек;
-тычкование;
-кляксография;
-набрызг;

27. Тема: Краски (акварель, гуашь, пастель) (теоретическое занятие).
Теория: Краски, их разнообразие и свойства. Способы и приемы работы с
красками при создании рисунков.
Материалы и оборудование: акварель, гуашь, баночки, кисти, салфетки,
трубочки.
28.Тема: «Цветик - разноцветик" ( техника смешивания цветов).
Теория: ознакомить с основными и ахроматическими цветами.
Расширять знания о цветовой гамме путем введения новых оттенков.
Практика: освоение навыков работы с красками при получения
различных оттенков. Закреплять навык закрашивания внутри контура.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, листы бумаги, гуашь,
баночки с водой, кисти №№2,4.
АПРЕЛЬ
29.Тема: "Осень на опушке краски разводила" (печать листьев).
Теория: Ознакомить с новым видом изобразительной деятельности
"печать растений". Расширять знания о цветовой гамме путем введения
новых оттенков.
15

Практика: освоение навыков работы с природным материалом (сухие
листья) при создании рисунков. Учить использовать сухие листья для
нанесения отпечатков на бумаге.
Материалы и оборудование: Клеенка, салфетки, гуашь, стаканчики с
водой, кисти, альбомные листы, сухие листья.
30.Тема: «Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном)
Практика: освоение навыков работы с красками и поролоновой губкой при
создании образа плюшевого медвежонка. Учить использовать поролон для
рисования. Передавать образ знакомой игрушки, закреплять умение
изображать форму частей, их величину, расположение, цвет. Учить рисовать
крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, картинки с
изображением зелёных ёлочек и иллюстраций с изображением зимних
пейзажей, гуашь разноцветная, зубные щетки, стека, салфетки, простые
карандаши, ножницы, белая бумага, цветной картон синего или голубого
цвета.
31.Тема: «Белые одуванчики» (техника набрызг)
Практика: освоение навыков работы с красками и зубной щеткой при
создании образа ели. Учить использовать зубную щетку для рисования.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, баночки с водой, кисти
№2-4, картинки с изображением одуванчика, белая гуашь, тонированные
зеленым цветом листы бумаги, тряпочки, зубные щетки, трафареты с
внутренними кругами.
32.Тема: «Гроза» (сдвиг краски)
Практика: освоение навыков работы с красками при создании изображения.
Учить аккуратно использовать краски.
Материалы и оборудование: Лист бумаги А4, краски, кисти, баночки с
водой, клеенка, салфетки, репродукции Васильева «После дождя», «Мокрый
луг».
МАЙ
33.Тема: «Снежные березы» (смазывание краски)
Практика: освоение навыков работы с красками при создании изображения.
Учить аккуратно использовать краски.

16

Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, кисти №2,6, листы
бумаги, акварель, баночки с водой, акварель, белая гуашь, салфетки для
смазывания краски, картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
34.Тема: «Веселые кляксы» (техника кляксография)
Практика: освоение навыков работы с красками и трубочкой при создании
образа предмета. Учить дополнять кляксу, превращая ее в нужный обра.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, баночки с водой,
тряпочки, гуашь, кисти, трубочки коктейльные, тонированные листы А4,
листы ½ формата А4 для пробных клякс, картинка с изображением героини
Кляксы.
35.Тема: «Букет для мамы» (оттиск смятой бумагой)
Практика: закрепление навыков работы с красками и мятой бумагой при
создании рисунка.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки листы бумаги на
каждого ребенка, гуашь разного цвета; фломастеры зеленого цвета; влажные
салфетки, листы бумаги для сминания, кисти №8, баночки с водой.
36.Тема: Нетрадиционные техники рисования. По замыслу.
Обобщающее занятие по теме раздела.
Теория: Краски, их разнообразие и свойства. Способы и приемы работы с
красками при создании рисунков.
Практика: закрепление навыков работы с красками при создании
изображения. Обобщение ЗУН по теме.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки листы бумаги на
каждого ребенка, гуашь разного цвета; фломастеры; влажные салфетки,
листы бумаги для сминания, кисти №8, баночки с водой.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
-Дети будут с удовольствием рисовать, используя
техники и способы рисования.
Предметные:

различные

Дети будут демонстрировать знания о различных способах
рисования.

Дети научатся приемам работы с различными изобразительными
материалами (набрызг, оттиск, тычки и т.д.).


17

Метапредметные:

Дети будут демонстрировать развитие фантазии и
ассоциативного мышления.

Дети разовьют мелкую моторику рук, что будет способствовать
общему речевому и интеллектуальному развитию.
Календарный учебный график
ВРЕМЯ:16.00-16.30 пятница
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: групповая комната
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: По итогам полугодия, по итогам учебного года,
анализ детских работ
Меся
ц

Дата

№ Тема

Количеств
о часов

Раздел 1 Живопись
Сентяб
рь

Октяб
рь

Ноябр
ь

08.09.

Вводное занятие
(теоретическое занятие).

1

15.09.

Мониторинг знаний, умений,
способностей детей.

1

22.09.

«Портрет гриба» (рисование
гуашевыми красками)

1

29.09.

«Дары осени» (натюрморт)

1

06.10.

«Шляпка феи Осени»

1

13.10.

«Шляпка феи
Осени» (продолжение)

1

20.10.

«Портрет мамы»

1

27.10.

«Рыбы коралловых рифов»

1

02.11.

«Образы кошек»

1

18

Форма
проведени
я

Форма
контроля

Групповые
занятия

Обобщающее
занятие по теме
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности

10.11.

17.11.

Декабр
ь

Февра
ль

Раздел 2 Декоративное
рисование.
«Дождевик» (декоративное
рисование)

1

01.12.

«Жостовские букеты на
самоварах» (декоративное
рисование)
.
«Моя первая буква»

1

Декоративное рисование. По
замыслу. Обобщающее
занятие по теме раздела.
Раздел 3. Рисунок

1

22.12.

«Фантастические животные»

1

29.12.

«Ожившая сказка»

1

12.01.

«У них куст на голове
растет»

1

19.01.

«Дед Мороз»

1

26.01.

«Пудель»

1

02.02.

«Пудель» -2

1

09.02.

«Семья слонов»

1

16.02.

«Птицы с длинной шеей»

1

29.02.

«Букашки - таракашки; в
гостях у Мухи - Цокотухи»

1

19

Групповые
занятия

Обобщающее
занятие по теме
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Обобщающее
занятие по теме

Групповые
занятия

Обобщающее
занятие по теме
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта

1

«Нарисуем самовар»
(декоративное рисование)

15.12.

Обобщающее
занятие по теме

1

24.11.

08.12.

Январь

Живопись. По замыслу.
Обобщающее занятие по
теме раздела.

1

Март

Апрел
ь

Май

01.03.

«День Победы»

1

15.03.

Рисунок. По замыслу.
Обобщающее занятие по
теме раздела.

1

22.03.

Раздел 4. Нетрадиционные
техники рисования.
Краски (акварель, гуашь,
пастель) (теоретическое
занятие).

1

29.03.

«Цветик - разноцветик" (
техника смешивания цветов).

1

05.04.

"Осень на опушке краски
разводила" (печать листьев).

1

12.04.

«Плюшевый
медвежонок» (рисование
поролоном)

1

19.04.

«Белые
одуванчики» (техника
набрызг)

1

26.04.

«Гроза» (сдвиг краски)

1

03.05.

«Снежные
березы» (смазывание краски)

1

10.05.

«Веселые кляксы» (техника
кляксография)

1

17.05.

«Букет для мамы» (оттиск
смятой бумагой)

1

24.05.

Нетрадиционные техники
рисования. По замыслу.
Обобщающее занятие по
теме раздела.

1

деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Обобщающее
занятие по теме
Групповые
занятия

Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий:
1. Материально-техническое обеспечение:

20

Обобщающее
занятие по теме
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Анализ работы
детей, анализ
продукта
деятельности
Обобщающее
занятие по теме

Помещение для занятий рисованием оснащено удобной мебелью (столы и
стулья), соответствующей росту детей. Имеется мольберт, шкафы для
хранения материалов.
Для занятий в кружке имеются также:










салфетки бумажные 10 шт., тканевые 10 шт.;
бумага для рисования А4;
гуашь, акварель, пастель;
кисти для рисования;
кисти жесткие;
стаканчики для воды;
гелиевые ручки;
фломастеры, маркеры,
восковые мелки.

Наглядный материал:
 иллюстрации,
 игрушки,
 образцы изделий.
2. Информационное обеспечение:
При подготовке педагог широко использует интернет ресурсы, фото- и
видеоматериалы.
3. Кадровое обеспечение
Занятия проводит педагог с высшим педагогическим образованием,
первой квалификационной категории.
Методическое обеспечение
Формы аттестации: выставки работ, участие в конкурсах детского
творчества, викторинах, олимпиадах.
Формы контроля: Анализ деятельности детей, анализ продуктов
деятельности, обобщающие занятия по пройденной теме.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитическая справка по итогам работы за полугодие и за год, видеозапись
21

занятий, табель посещаемости, материалы мониторинга, отзывы родителей,
фото детских работ, фото работы детей на занятиях, готовые работы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитическая справка по итогам мониторинга, диагностическая карта,
открытое занятие, организация выставок детских работ с последующим
применением их в убранстве интерьера, в кукольном уголке, в сервировке
обеденного стола, в оформлении группы, участие в смотрах, конкурсах
детского сада, города, района, Российской Федерации.
Оценочные материалы:
Диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником».
Методические разработки (Н.М.Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова,
Н.А.Курочкина, Н.П.Сакулина, А.М.Чернышова).
(на основе беседы)
Цель - выявление особенностей предпочтений детей в жанрах искусства и
изобразительной деятельности, изобразительных инструментах, техниках и
сформированности представлений о них; особенностей освоения некоторых
эстетических оценок и категорий («безобразно», «прекрасно» и др.).
Условия диагностирования. Проводится индивидуально.
материалы: репродукции разных жанров изобразительного искусства
знакомых детям произведений; знакомая дошкольникам детская книга с
иллюстрациями.
Задание. Ребенку предлагается «превратиться в настоящего художника» и
«дать интервью» художественному журналу. Можно использовать игровые
атрибуты: диктофон, микрофон, блокнот для записи (протокол).
Предъявляемые задания.
Ребенку предлагаются группы вопросов.
1. Вопросы, направленные на выявление опыта изобразительной деятельности:
Любишь ли ты рисовать?
Что ты обычно рисуешь?
Чем любишь рисовать? Есть разные материалы, которыми можно рисовать: карандаши,
краски, а что еще?
Кто тебя научил рисовать?
У тебя всегда все получается нарисовать?
Что бы хотел научиться рисовать?
22

Ты рисуешь дома?
Кому бы ты хотел показывать свои работы?
Когда мама или воспитатель смотрят твои работы, что они обычно говорят?
2. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о эстетических категориях:
Как ты думаешь, что такое красота?
Что можно назвать красивым, прекрасным? А безобразным?
Вот этот цветок (демонстрация эстетически привлекательного объекта) - прекрасен?
Почему ты так решил?
Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы (в доме, одежде)? А зачем
они это делают?
3. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых видах и
жанрах искусства:
Если бы тебя спросили, что бы ты ответил: живопись - это… (что такое?);
Как ты думаешь, кто создает картины?
Как ты думаешь, зачем рисуют картины?
Зачем люди ходят в музеи смотреть на картины?
Ты любишь рассматривать книжки с картинками?
Какие книжки тебе нравятся?
Как ты думаешь, зачем в книгах картинки?
Если бы ты просил маму купить тебе книжку с картинками, опиши, какими должны быть
картинки, чтобы они тебе понравились.
Посмотри, пожалуйста, на эти фотографии. Они тебе нравятся?
Подскажи, где здесь пейзаж? Натюрморт? Портрет? Как ты догадался?
А что такое пейзаж (что там обычно нарисовано)?
А может быть портрет скульптурный?

Способы обработки и анализа материалов.
Фиксируются ответы на вопросы, интерес детей, эмоциональные проявления.

Диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю». Методические
разработки (Н.М.Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина,
Н.П.Сакулина, А.М.Чернышова).
Цель - выявление особенностей развития художественно-эстетического
восприятия у дошкольников.
Условия диагностирования. Проводится индивидуально.
Стимульные материалы: репродукция знакомого детям произведения
(например, И. Левитана «Золотая осень»), эстетически привлекательный
объект (например, декоративная рамка для фотографий), бумага, карандаши,
фломастеры.

23

Задание. Ребенку предлагается «пройти» в залы «музея» и рассказать, «как
настоящим художникам», о предметах, там представленных.
Предъявляемые задания.
Ребенку предлагается:
· Рассказать о картине (во втором предъявлении - предмете) «все что захочется», описать,
«что изображено, что чувствуется, о чем думается».
· После рассматривания репродукции ответить на вопросы:
Тебе нравится эта картина? Чем?
О чем эта картина, как ты думаешь?
Что ты чувствуешь, о чем думаешь, когда рассматриваешь эту картину?
Какое настроение представлено на картине? Почему?
Как бы ты ее назвал?
Я буду называть разные пары слов, а ты подбери слова, которые подходят к картине:
тихий - громкий / веселый - грустный / яркий - тусклый / холодный - теплый / вкусный не вкусный.
Как ты думаешь, почему художник нарисовал именно такими цветами? Назови их. Какие
бы цвета ты выбрал, если бы рисовал такую или похожую картину? Почему?
Если бы была возможность волшебным образом попасть в картину, что бы ты услышал?
Почувствовал?
Хотел бы ты оказаться там? Почему?
Художник назвал картину «Золотая осень». Как ты думаешь, почему именно так?
Представь, что ты художник. Нарисуй свои впечатления о картине: что чувствовал, что
запомнилось, что понравилось. Не обязательно точно рисовать все то, что рисовал сам
художник. Пофантазируй (ребенку выдаются листок бумаги, карандаши, фломастеры).
· При рассматривании предмета ответить на вопросы:
Тебе нравится данная рамка? Чем?
Хотел, чтобы у тебя была такая?
Что ты чувствуешь, о чем думаешь, когда рассматриваешь рамку?
Как ты думаешь, рамка красива?
Подбери разные слова, которыми можно описать рамку.
Я буду называть разные пары слов, а ты подбери слова, которые подходят к картине:
тихий - громкий / веселый - грустный / яркий - тусклый / холодный - теплый / вкусный не вкусный. Как ты думаешь, зачем ее украсили?
Представь, что ты мастер, как бы ты украсил рамку?

Педагогическая диагностика ( мониторинг) по изодеятельности
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Общие показатели развития детского творчества
Самостоятельное создание оригинальных образов
Развернутость сюжетов в изображении
Личное отношение к эстетическим объектам и явлениям
Владение разными художественными техниками
Передача личных впечатлений и отношения в изображении
Сюжетность в изображении
24

Ф. О. ребенка

Коллективная деятельность
Умение сочетать форму, декор и назначение предмета в декоративноприкладной деятельности
Реализация творческих замыслов
Свободное использование новых изобразительных средств и техник
Инициативность
Планирование работы
Интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству
Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где
с- сформировано.
нс- на стадии формирования.
н- не сформировано.

Учет освоения детьми содержания каждого занятия:
1- Усвоил хорошо,
2- усвоил удовлетворительно,
3- не усвоил.
Тема занятия

Ф.И. ребенка

1. Вводное занятие (теоретическое занятие).
2. Мониторинг знаний, умений, способностей
детей.
3. «Портрет гриба» (рисование гуашевыми
красками)
4. «Дары осени» (натюрморт)
5. «Шляпка феи Осени»
6. «Шляпка феи Осени» (продолжение)
7. «Портрет мамы»
8. «Рыбы коралловых рифов»
9. «Образы кошек»

25

10. Живопись. По замыслу. Обобщающее
занятие по теме раздела.
11. «Дождевик» (декоративное рисование)
12. «Нарисуем самовар» (декоративное
рисование)
13. «Жостовские букеты на самоварах»
(декоративное рисование)
.
14. «Моя первая буква»
15. Декоративное рисование. По замыслу.
Обобщающее занятие по теме раздела.
16. «Фантастические животные»
17. «Ожившая сказка»
18. «У них куст на голове растет»
19. «Дед Мороз»
20. «Пудель»
21. «Пудель» -2
22. «Семья слонов»
23. «Птицы с длинной шеей»
24. «Букашки - таракашки; в гостях у Мухи Цокотухи»
25. «День Победы»
26. Рисунок. По замыслу. Обобщающее занятие
по теме раздела.
27. Краски (акварель, гуашь, пастель)
(теоретическое занятие).
28. «Цветик - разноцветик" ( техника
смешивания цветов).
29. "Осень на опушке краски разводила" (печать
листьев).
30. «Плюшевый медвежонок» (рисование
поролоном)
31. «Белые одуванчики» (техника набрызг)
26

32. «Гроза» (сдвиг краски)
33. «Снежные березы» (смазывание краски)
34. «Веселые кляксы» (техника кляксография)
35. «Букет для мамы» (оттиск смятой бумагой)
36. Нетрадиционные техники рисования. По
замыслу. Обобщающее занятие по теме
раздела.

Особенности организации образовательного процесса: очное обучение.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Методы воспитания: поощрение, упражнение, мотивация.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации занятий: групповые теоретические и практические
занятия, открытые занятия.
Педагогические
технологии:
здоровьесберегающие,
личностноориентированные технологии, игровая технология,
информационнокоммуникационные технологии.
Алгоритм занятия:
Приветствие, пальчиковая игра;
Демонстрация образца, рассматривание, мотивация;
Уточнение приёмов создания работы, изготовление поделки;
Индивидуальная помощь;
Положительный анализ детских работ;
Прощание.
При организации игр-занятий, воспитателю необходимо помнить
следующие правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех
ребенка.

27

Список литературы:
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.
Издательство скрипторий 2003. 2007 – 80 с.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.
Издательство скрипторий 2003. 2007 – 72 с.
3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста:
Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128
с.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М: «Карапуз», 2009. – 144 с.
5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7
лет «Цветные ладошки».
6. Соловьёва Е.В. Я рисую: Пособие для детей 4-5 лет. 4-е издание. М. Просвещение, 2017,
32 с.
7. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательноигровых занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2017.- 64 с.
8. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. Разработки занятий. – Волгоград: ИТД
«Корифей». 2008. – 128 с.

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей:
1. Ким Солга, Учимся рисовать, - М.: Гамма, 1998.
2. Никологорская О.А., Волшебные краски: книга для детей и родителей. – М.: Астпресс, 1997.
3. Румянцева Е.А., Необычное рисование. – М.: Издательство ЛитРес, 2015.
4. Селиверстова Д.Н., Первые шаги к рисованию, - СПб.: Издательство Контекст,
2000.
5. Янушко Е. Как рисовать с малышами? - М.: Издательство Аист, 2013.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».