1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Учебный план
Содержание программы
Планируемые результаты
Календарный учебный график
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое, информационное, кадровое
обеспечение
Методическое обеспечение
Оценочные материалы
Список литературы
2
3
3
5
6
7
15
15
18
18
20
20
24
РАЗДЕЛ 1: «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
ТИП
ПРОГРАММЫ:
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
социально-гуманитарной
направленности
«Светофорчик» предполагает освоение материала на ознакомительном
(стартовом) уровне.
Освоение программного материала ознакомительного (стартового)
уровня предполагает получение обучающимися 5-6 лет знаний о правилах
дорожного движения.
- одноуровневая программа (содержание и материал выстроены в
соответствии только с одним уровнем сложности).
Программа по формированию навыков правильного поведения на дороге
рассчитана на 9 месяцев, реализуется с детьми с 5 - 6 лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Светофорчик» разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. №
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
5. Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от
26.09.2019г. № 1321 «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
городском округе, муниципальном районе Хабаровского края».
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: Данная программа имеет
социально-гуманитарную направленность. Ее реализация позволяет создать
условия формирования навыков правильного поведения на дороге.
.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Дети дошкольного возраста ещё не вполне осознают, что такое вообще
опасность. Поэтому их надо обучать безопасному поведению, прививать
психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность,
осторожность, наблюдательность – личностные качества, которые помогут им
адаптироваться к дорожной среде. Следовательно, дошкольников необходимо
целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода, воспитывать и
3
обучать правилам безопасного и право послушного поведения на улицах, дорогах и
в транспорте.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое
значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для
реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей,
предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием,
существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к
условиям безопасного дорожного движения.
Основными целями изучения правил дорожного движения и поведения на
улице являются:
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством
повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
- развитие психофизиологических качеств ребенка;
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с
дорогой.
Дети погибают, получают травмы и увечья чаще всего, в силу возрастных и
психофизиологических особенностей поведения, а также из-за неподготовленности
к самостоятельному участию в дорожном движении.
Основные причины несчастных случаев на дороге и дорожных аварий с участием
детей:
переход улицы в неположенном месте;
езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по
проезжей части дороги;
игра на улицах;
несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков;
хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.
Отличительной особенностью данной программы является использование игр,
упражнений и заданий, которые позволят правильно и методически грамотно
организовать работу по формированию навыков безопасного поведения у детей в
условиях дошкольного образования.
В процессе знакомства детей с правилами дорожного движения мы не ограничиваемся лишь
словесными объяснениями. Значительное место в программе отведено практическим формам
обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на
практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные
знания.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ: Настоящая программа разработана для работы с
детьми в возрасте 5-6 лет, рассчитана на один год обучения.
В группу принимаются дети при наличии соответствующего интереса и по
желанию родителей.
Максимальное количество детей в группе – 12 человек.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Форма объединения детей: объединение
4
Одновозрастная группа постоянного состава.
ОБЪЕМ И СРОКИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ, РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в течение 1 года. Обучение детей рассчитано на 36
учебных недель; 9 месяцев, 36 учебных часов.
Форма обучения: очная.
Период
Продолжительность Ко-во
Кол-во
Кол-во
Кол-во
занятий
занятий в часов в
недель
часов в
неделю
неделю
год
1 год
25 мин
1
1 часов
36
36 часов
обучения
Занятия кружка по программе «Светофорчик» проводятся во вторую
половину дня 1 раз в неделю, по пятницам с 16.00 до 16.25. С сентября по май.
6. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности по
реализации программы дополнительного образования детей – 1 академический час
длительностью не более 25 мин в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Форма организации занятий: групповая.
Цель и задачи программы:
Цель программы: формирование навыков безопасного поведения на дороге
у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Личностные:
Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил
дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
в себе.
Предметные:
Научить детей правилам поведения на улицах.
Сформировать знания об основных частях дороги, различных видах транспорта и
транспортных средствах различного назначения.
Метапредметные:
Способствовать формированию сознательного отношения к своим и чужим
поступкам, самостоятельности и ответственности в действиях на дороге.
При построении программы по изучению правил дорожного движения упор
делается на три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
Ребенок – пешеход;
5
Ребенок – пассажир городского транспорта;
Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки,
ролики и др.).
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
Рассказ;
Беседа;
Ролевая игра;
Дидактические игры;
Чтение и заучивание стихов;
Рассматривание иллюстраций;
Беседы-диалоги.
Чтение литературы.
Изготовление и ремонт атрибутов и пособий.
Игровые тренинги.
Просмотр видеофильмов.
Наблюдение;
Экскурсии;
Целевые прогулки на улицу и специально оборудованную площадку.
Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года,
необходимо:
понаблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт;
обратить внимание детей на такие важные моменты для безопасности
движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги,
количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют или спешат,
перебегают дорогу или спокойно идут по переходу):
зимой обратить внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и
упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он
нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).
Учебный план
В структуре программы выражены три раздела формирования графомоторных
навыков, соответствующие возрастному периоду развития детей с нарушениями
интеллекта.
1 Раздел - «Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания».
2 Раздел - «Совершенствование ориентировки на листе бумаги».
3 Раздел - «Формирование базовых графических навыков».
№ Название раздела
Количество часов
Формы контроля
Всего Теории Практики
1
Раздел 1. «Правила
15
2
13
Обобщающее занятие по
дорожного движения.
теме
Светофор.
6
2
3
Транспорт».
Раздел 2. «Машины
7
специального
назначения»
Раздел 3. «Ребенок на 14
улицах города».
Итого за год
36
1
6
Обобщающее занятие по
теме
2
12
Обобщающее занятие по
теме
5
31
Содержание программы
СЕНТЯБРЬ
Раздел1. Правила дорожного движения. Светофор. Транспорт.
1.Тема: Вводное. Для чего нужны правила дорожного движения?
(теоретическое занятие).
Теория: Для чего нужны правила дорожного движения.
Практика: ознакомление с правилами дорожного движения, учить практически,
применять их в различных ситуациях.
Материалы и оборудование: Иллюстрации.
Ход занятия: Беседа, рассматривание иллюстраций.
2. Тема: Как появилась правила дорожного движения (теоретическое занятие).
Теория: Познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить,
почему необходимо их выполнять.
Практика: ознакомление с правилами дорожного движения, учить практически,
применять их в различных ситуациях.
Материалы и оборудование: Иллюстрации.
Ход занятия: Беседа.
3.Тема: Как устроен светофор.
Теория: Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить почему
были выбраны определенные цвета, рассказать какие бывают светофоры.
Практика: обучение значению сигналам светофора.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки,
мелкие машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, рассматривание иллюстраций, работа с макетом
дороги.
4.Тема: Берегись автомобиля.
Теория: Уточнить представления детей о правилах поведения на улице; закрепить
понятия: «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар»; дать знания о том, что
пешеход тоже должен соблюдать правила дорожного движения; закрепить знания о
7
сигналах светофора, их назначении (красный, желтый, зеленый).
Практика: обучение значению сигналам светофора.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки,
мелкие машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, рассматривание иллюстраций, работа с макетом
дороги.
ОКТЯБРЬ
5.Тема: «Берегись автомобиля»-2
Теория: Дать понимание о том, что переходить улицу необходимо при
разрешающем сигнале светофора; вспомнить назначение других знаков,
встречающихся на дороге. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться
при переходе улицы.
Практика: обучение значению сигналам светофора.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки,
мелкие машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, рассматривание иллюстраций, работа с макетом
дороги.
6.Тема: История транспорта.
Теория: Расширять знания об истории транспорта. Развивать умение сравнивать
старинный транспорт с настоящим. Воспитывать чувство ответственности
(теоретическое занятие)
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки,
мелкие машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, рассматривание картинок, загадывание загадок.
7.Тема: Пешеходы на улице.
Теория: закрепить правила дорожного движения для пешеходов.
Практика: обучение правилам дорожного движения для пешеходов.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, рассматривание иллюстраций, работа с макетом дороги.
8.Тема: Дорожные знаки помни всегда!
Теория: Познакомить с некоторыми дорожными знаками. Воспитывать умение
использовать свои знания в повседневной жизни.
Практика: Закрепить знания о предупреждающих, информационных знаках.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, рассматривание знаков дорожного движения.
НОЯБРЬ
9.Тема: Дорожные знаки помни всегда!-2
8
Теория: Познакомить с некоторыми дорожными знаками. Воспитывать умение
использовать свои знания в повседневной жизни.
Практика: Закрепить знания о предупреждающих, информационных знаках.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, рассматривание знаков дорожного движения.
10.Тема: Машины на улице.
Теория: Учить изображать различные виды транспорта, соблюдая их форму,
величину. Познакомить с правилами поведения водителей.
Практика: Учить различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов и
пешеходов) Закрепить знания детей о видах транспорта.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги, бумага для рисования, цветные карандаши.
Ход занятия: Беседа, рассматривание иллюстраций транспорта, рисование, д/и
«Наша улица», «Поставь дорожный знак».
11.Тема: Правила дорожного движения.
Теория: Расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных
знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети»,
«Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»,
«Регулированный перекресток» (теоретическое занятие).
Материалы и оборудование: Обучающее видео.
Ход занятия: Беседа, просмотр видео, загадывание загадок.
12.Тема: Правила дорожного движения – 2.
Теория: Расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных
знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети»,
«Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»,
«Регулированный перекресток» (теоретическое занятие).
Материалы и оборудование: Обучающее видео.
Ход занятия: Беседа, просмотр видео, загадывание загадок.
ДЕКАБРЬ
13.Тема: Правила дорожного движения - 3.
Теория: Расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части)
и на тротуаре; закрепить знания дошкольного о понятиях «пешеход», «дорожные
знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми информационноуказательные и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход»,
«Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки»,
«Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».
(теоретическое занятие).
Материалы и оборудование: Обучающее видео.
9
Ход занятия: Беседа, просмотр видео, загадывание загадок.
14.Тема: Правила дорожного движения - 4.
Теория: Расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части)
и на тротуаре; закрепить знания дошкольного о понятиях «пешеход», «дорожные
знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми информационноуказательные и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход»,
«Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки»,
«Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».
(теоретическое занятие).
Материалы и оборудование: Обучающее видео.
Ход занятия: Беседа, просмотр видео, загадывание загадок.
15.Тема: Обобщающее занятие по теме раздела.
Теория: обобщить знания детей о правилах пешеходов и водителей на дороге,
сигналах светофора, истории транспорта
Практика: продолжить учить различать дорожные знаки для водителей и
пешеходов.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, рассматривание иллюстраций транспорта, рисование, д/и
«Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Светофор».
Раздел2. Машины специального назначения.
16. Тема: Машины специального назначения (теоретическое занятие).
Теория: Давать детям представление о машинах специального назначения.
Практика: продолжить учить различать дорожные знаки для водителей и
пешеходов.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, рассматривание иллюстраций транспорта, рисование, д/и
«Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Светофор».
Январь
17. Тема: Собери автомобиль, дорожный знак.
Теория: Закрепить знания об дорожных знаках, автомобилях.
Практика: Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, умение
доводить начатое до конца.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, рассматривание иллюстраций транспорта, д/и.
10
18. Тема: Улица полна неожиданностей.
Теория: Учить использовать знания правил дорожного движения при
передвижении без взрослого.
Практика: Развивать у детей ориентировку в окружающем и умение наблюдать за
движением машин по проезжей части города и во дворе.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, рассматривание иллюстраций транспорта, д/и.
19. Тема: Опасный перекресток 1.
Теория: Расширять представления детей о движении транспорта на перекрестке;
дать представление о «регулируемом перекрестке» и о роботе регулировщика.
Практика: продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с
помощью четырехцветного светофора.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, целевая прогулка.
Февраль
20. Тема: Опасный перекресток- 2.
Теория: Закреплять знания детей об особенностях движения транспорта на
перекрестке; дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке, где
нет указателей.
Практика: учить детей ориентироваться на настольном макете микрорайона ..
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, игровой тренинг.
21. Тема: «Торопыжка не спеши» Правила поведения на улице.
Теория: Расширить и пополнить знания детей о правилах поведения пешеходов.
Воспитывать внимание.
Практика: учить детей использовать навыки осознанного использования ПДД в
повседневной жизни.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, Д/И, работа с макетом.
22.Тема: Обобщающее занятие по теме раздела.
Теория: Определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о
сигналах светофора; уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
11
Практика: закрепить значение его жестов; воспитывать у детей внимательность.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Игровые викторины.
Раздел 3. Ребенок на улицах города.
23. Тема: Дидактические игры по ПДД.
Теория: Развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную
активность. Воспитывать доброжелательность, желание соблюдать ПДД.
Практика: учить детей использовать навыки осознанного использования ПДД в
повседневной жизни.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, Д/И, работа с макетом.
Март
24. Тема: Уроки тетушки Совы.
Теория: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения Практика: учить
детей использовать навыки осознанного использования ПДД в повседневной
жизни.
Материалы и оборудование: Обучающее видео.
Ход занятия: Обучающее видео.
25. Тема: Мы пассажиры (теоретическое занятие).
Теория: Расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы,
троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров,
познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, Д/И, работа с макетом.
26. Тема: Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде,
самокате.
Теория: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при
катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей
правильному поведению в таких ситуациях.
Практика: учить детей использовать навыки осознанного использования ПДД в
повседневной жизни.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Чтение произведения. Беседа.
12
27. Тема: Катание на велосипедах, самокатах, машинах.
Теория: Закрепить правила катания на детском транспорте.
Практика: учить детей использовать навыки осознанного использования ПДД в
повседневной жизни.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, Д/И, работа с макетом.
Апрель
28. Тема: Где должны играть дети.
Теория: Объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою
жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части.
Практика: учить детей использовать навыки осознанного использования ПДД в
повседневной жизни.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, Д/И, работа с макетом.
29. Тема: Чтение книги А.Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили».
Теория: На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице:
умение предвидеть и избегать опасных ситуации.
Практика: учить детей использовать навыки осознанного использования ПДД в
повседневной жизни.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Чтение произведения. Беседа.
30. Тема: Ребенок на улицах города.
Теория: Закреплять умения детей ориентироваться на дороге, используя правила
дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических
ситуациях.
Практика: используя макеты дорожного движения и транспортную площадку,
воспитывать культуру поведения на улице, упражнять внимание и память.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Беседа, Д/И, работа с макетом.
31. Тема: Беседа «Если ты потерялся в городе».
Теория: Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно
обратиться за помощью в данной ситуации.
Практика: учить детей использовать навыки осознанного поведения в
повседневной жизни.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
13
Ход занятия: Беседа.
Май
32. Тема: Аркадий Паровозов спешит на помощь.
Теория: Содействовать: закреплению знаний о правилах передвижения пешеходов
по улице. Развитию представлений детей об улице: машины движутся по проезжей
части улицы, пешеходы по тротуару. Воспитанию ответственности за свою
безопасность и безопасность окружающих.
Практика: учить детей использовать навыки осознанного использования ПДД в
повседневной жизни.
Материалы и оборудование: мультфильм, телевизор.
Ход занятия: Просмотр мультфильма.
33. Тема: Опасные шалости.
Теория: Закреплять знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице,
на дороге.
Практика: учить детей использовать навыки осознанного использования ПДД в
повседневной жизни.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Обыгрывание ситуации по безопасности детей на дорогах.
34. Тема: Решение кроссвордов.
Теория: Закреплять знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице,
на дороге.
Практика: учить детей использовать навыки осознанного использования ПДД в
повседневной жизни.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Решение кроссвордов.
35. Тема: Решение кроссвордов - 2.
Теория: Закреплять знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице,
на дороге.
Практика: учить детей использовать навыки осознанного использования ПДД в
повседневной жизни.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
Ход занятия: Решение кроссвордов.
36.Тема: Обобщающее занятие по теме раздела (мониторинг).
Практика: Обобщение полученных знаний по безопасности дорожного движения.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, светофор, дорожные знаки, мелкие
машинки, макет дороги.
14
Ход занятия: Беседа, Д/И, работа с макетом.
Планируемые результаты
Личностные:
Дети будут дисциплинированно и сознательно соблюдать правила дорожного
движения, демонстрировать высокую культуры поведения в дорожнотранспортном процессе.
Предметные:
Дети научатся правилам поведения на улицах.
Овладеют знаниями об основных частях дороги, различных видах транспорта и
транспортных средствах различного назначения.
Метапредметные:
Дети будут демонстрировать сознательное отношение к своим и чужим
поступкам, самостоятельность и ответственность в действиях на дороге.
Календарный учебный график
ВРЕМЯ:16.00-16.25 пятница
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: групповая комната
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: Обобщающее занятие по теме раздела.
Анализ работы детей, анализ продукта деятельности
Месяц
Дат № Тема
Количеств
а
о часов
Форма
проведени
я
Групповое
занятие
Форма
контроля
Раздел 1. Правила дорожного движения.
Светофор. Транспорт.
15
Сентябр
ь
Тема 1 Вводное.
Для чего нужны
правила
дорожного
движения?
(теоретическое
занятие).
Тема 2 Как
появилась
правила
дорожного
движения
(теоретическое
занятие).
Тема 3 Как
устроен
светофор.
Тема 4 Берегись
автомобиля.
1
Групповое
занятие
1
Групповое
занятие
Анализ
работы
детей.
1
Групповое
занятие
1
Групповое
занятие
Тема 5 Берегись
1
Групповое
Анализ
работы
детей.
Анализ
работы
детей.
Анализ
06.09.
13.09.
20.09.
27.09.
Октябрь
04.10.
15
Обобщающе
е занятие по
теме раздела
Анализ
работы
детей.
Примечани
е
автомобиля-2.
Тема 6 История
транспорта.
1
Групповое
занятие
18.10.
Тема 7
Пешеходы на
улице.
Тема 8
Дорожные знаки
помни всегда!
Тема 9
Дорожные знаки
помни всегда!-2
Тема 10
Машины на
улице.
Тема 11
Правила
дорожного
движения.
Тема 12
Правила
дорожного
движения-2.
Тема 13
Правила
дорожного
движения-3.
Тема 14
Правила
дорожного
движения-4.
Тема 15
Обобщающее
занятие по теме
раздела.
1
Групповое
занятие
1
Групповое
занятие
1
Групповое
занятие
1
Групповое
занятие
1
Групповое
занятие
1
Групповое
занятие
Анализ
работы
детей.
1
Групповое
занятие
Анализ
работы
детей.
1
Групповое
занятие
Анализ
работы
детей.
1
Групповое
занятие
Анализ
работы
детей.
7
Групповое
занятие
1
Групповое
занятие
Обобщающе
е занятие по
теме раздела
Анализ
работы
детей.
1
Групповое
занятие
1
Групповое
01.11.
08.11.
15.11.
22.11.
Декабрь
06.12.
13.12.
20.12.
Раздел 2. «Машины
специального назначения»
27.12.
Январь
работы
детей.
Анализ
работы
детей.
Анализ
работы
детей.
Анализ
работы
детей.
Анализ
работы
детей.
Анализ
работы
детей.
Анализ
работы
детей.
11.10.
25.10.
Ноябрь
занятие
10.01.
17.01.
Тема 16
Машины
специального
назначения
(теоретическое
занятие).
Тема 17 Собери
автомобиль,
дорожный знак.
Тема 18 Улица
16
Анализ
работы
детей.
Анализ
занятие
работы
детей.
1
Групповое
занятие
1.
Групповое
занятие
1
Групповое
занятие
Анализ
работы
детей.
Анализ
работы
детей.
Анализ
работы
детей.
Тема 22
Обобщающее
занятие по теме
раздела.
Раздел 3. «Ребенок на
улицах города».
1
Групповое
занятие
Обобщающе
е занятие по
теме раздела
14
Групповое
занятие
Тема 23
Дидактические
игры по ПДД.
Тема 24 Уроки
тетушки Совы.
1
Групповое
занятие
1
Групповое
занятие
Тема 25 Мы
1
пассажиры
(теоретическое
занятие).
Тема 26 Чтение 1
М. Дружинина
«Наш друг
светофор.
Правила езды на
велосипеде,
самокате.
Тема 27 Катание 1
на велосипедах,
самокатах,
машинах.
Групповое
занятие
Обобщающе
е занятие по
теме раздела
Анализ
работы
детей.
Анализ
работы
детей.
Анализ
работы
детей.
Тема 28 Где
должны играть
дети
Тема 29 Чтение
книги
А.Иванова «Как
неразлучные
24.01.
Февраль
07.02.
14.02.
полна
неожиданностей
.
Тема 19
Опасный
перекресток.
Тема 20
Опасный
перекресток -2.
Тема 21
«Торопыжка не
спеши» Правила
поведения на
улице.
21.02.
28.02.
Март
07.03.
14.03.
21.03.
28.03.
Апрель
04.04.
11.04.
Групповое
занятие
Анализ
работы
детей.
Групповое
занятие
Анализ
работы
детей.
1
Групповое
занятие
1
Групповое
занятие
Анализ
работы
детей.
Анализ
работы
детей.
17
друзья дорогу
переходили».
Тема 30 Ребенок
на улицах
города.
Тема 31 Беседа
«Если ты
потерялся в
городе».
1
Групповое
занятие
1
Групповое
занятие
Тема 32
Аркадий
Паровозов
спешит на
помощь.
Тема 33
Опасные
шалости.
Тема 34
Решение
кроссвордов.
1
Групповое
занятие
Анализ
работы
детей.
1
Групповое
занятие
1
Групповое
занятие
Анализ
работы
детей.
Анализ
работы
детей.
24.05.
Тема35 Решение
кроссвордов-2.
1
Групповое
занятие
30.05.
Тема36
Обобщающее
занятие по теме
раздела
(мониторинг).
1
Групповое
занятие
18.04.
25.04.
Май
16.05.
23.05.
30.05.
РАЗДЕЛ
№2:
«Комплекс
условий реализации программы»
Анализ
работы
детей.
Анализ
работы
детей.
Анализ
работы
детей.
Обобщающе
е занятие по
итогам
раздела и
учебного
года
организационно-педагогических
1.Материально-техническое обеспечение:
Проведение занятий предусмотрено в кабинете учителя-дефектолога во
второй половине дня. Кабинет хорошо освещен, обеспечен необходимой
мебелью,
соответствующей
росту
детей.
Мебель для
занятий
промаркирована и соответствует с СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Перечень оборудования, материалов необходимых для реализации
программы
карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;
атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
18
транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые
машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая
медицинская помощь» и т. д.);
светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
плакаты;
сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и
пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
дорожные знаки.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
«Наша улица»
«Поставь дорожный знак»
«Теремок»
«Угадай, какой знак»
«Виды перекрёстков»
«Улица города»
«Запрещается - разрешается»
«Собери светофор»
«О чём говорят знаки?»
«Где спрятался знак?»
19
2. Информационное обеспечение:
При подготовке педагог широко использует интернет ресурсы, фото- и
видеоматериалы.
3. Кадровое обеспечение
Занятия проводит педагог с высшим педагогическим образованием, первой
квалификационной категории.
Методическое обеспечение
Формы аттестации: Карта итогового мониторинга освоения программы, карта
учета освоения детьми содержания каждого занятия.
Формы контроля: Обобщающие занятия по теме раздела, анализ деятельности
детей, анализ продуктов деятельности.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитическая справка по итогам работы за полугодия и год, видеозапись занятий,
табель посещаемости, материалы мониторинга, отзывы родителей, фото детских
работ, фото работы детей на занятиях.
Формы предъявления и демонстрации
образовательных результатов:
аналитическая справка по итогам мониторинга, диагностическая карта, открытое
занятие.
Оценочные материалы:
Диагностика
сформированности навыков безопасного поведения на дороге у детей
дошкольного возраста
(методика игровых тестовых заданий Замалеевой А.И)
Цель диагностики: выяснить готовность ребенка решать дорожно транспортные ситуации; уточнить, насколько хорошо ребенок усвоил правила
дорожной безопасности; определить наличие у ребенка умений и навыков
безопасного поведения на дороге; определить возможность ребенка стать
пешеходом, способным безопасным путем ходить в школу;
Формы диагностики: беседа, ответы на вопросы, рассказ ребенка,
отгадывание представленных на картинке сюжетных ситуаций, дорисовка
недостающих элементов рисунка, дидактические игры.
Диагностика детей старшего дошкольноговозраста ( 5-6 лет)
Тест 1. «Продолжи предложение»
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения
правильно рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей: продолжить
предложение.
20
Пешеходы всегда должны двигаться…….
Я никогда не нарушаю………
Светофор состоит из….
Я знаю, что знаки бывают…..
Я помню случай, когда на дороге…….
Плохо, когда взрослые….
Регулировщик, это человек, который…. 8.Пассажирам автобуса
запрещается…….
8. Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……
(Проанализируйте процесс
обобщения, рассуждения
ребенка,
умения
правильно рассуждать).
Тест 2. «Дорожная история»
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка
словарного запаса и воображения.
Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив
3 минуты и затем пересказать ее. История может включать разные ситуации,
которые произошли либо самим ребенком, либо может быть вымышленная,
придуманная с различными персонажами из сказок, мультфильмов.
При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность
сюжета, разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас
ребенка, рассказ должен состоять из полных предложений.
Анализ результатов:
Высокий уровень - история, необычная и оригинальная, свидетельствующую о
незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном
запасе.
Средний уровень - история простая, нет оригинальности, знания по ПДД
недостаточные. Низкий уровень- ребенок не сумел придумать историю.
Тест 3. «Последовательные картинки»
Цель тестирования: исследовать уровень образно-логического мышления,
операций анализа, обобщения и сравнения.
Материал: серия из 3-5 рисунков, в которых рассказывается о каком-то
событии (ситуации на дороге). Сложность набора и количество картинок
зависят от возраста: 4-5 картинок для детей 5-7 лет, 8-9 картинок для детей 8-10
лет.
Сначала взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинки и спрашивает, о
чем в них рассказывается. Ребенок внимательно рассматривает картинки. Затем
взрослый просит разложить картинки так, чтобы получился связный рассказ.
На столе перед ребенком в произвольном порядке раскладывают картинки,
после чего дают первоначальную инструкцию. Если 5-6-летний ребенок не
может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь наводящими
вопросами: «Кто здесь изображен? Что они делают?» и т.д.
Старшим детям такую предварительную помощь не оказывают. Убедившись,
что дети поняли общее содержание картинок, взрослый предлагает им
разложить картинки по порядку.
Младшим детям можно уточнить: «Разложи картинки так, чтобы было понятно,
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
21
с какой из них начинается этот рассказ и какой заканчивается». В процессе
работы взрослый не должен вмешиваться и помогать детям.
После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать
историю, которая получилась в результате этого расклада, переходя постепенно
от одного эпизода к другому.
Если в раскладе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе
рассказа и говорят, что так не может быть. Если ребенок сам ошибку не
исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания
рассказа.
Анализ результатов.
При анализе результатов учитывается правильный порядок расположения
картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.
При тестировании, прежде всего, нужно внимательно рассмотреть каждую
картинку вместе с ребенком, обсуждая ее содержание. Затем анализируют
содержание всего рассказа, придумывают ему название, после чего ребенку
предлагают разложить картинки по порядку.
Опросник для определения уровня знаний дошкольников по основам
безопасности дорожного движения
Старший дошкольный возраст
1. Как называется часть дороги, по которой едут машины?
2. Как называется часть дороги, отведенная для пешеходов?
3. Кого называют пешеходом?
4. Где безопасно переходить проезжую часть дороги?
5. Как найти место перехода дороги?
6. Как перейти через дорогу?
7. Что обозначают сигналы светофора для пешеходов, водителей?
8. Как нужно переходить улицу вблизи остановки
общественноготранспорта?
9. Почему нельзя играть на дороге?
10. Почему по тротуару нельзя ходить «толпой»?
11. Назовите виды транспорта.
12. На каких машинах устанавливают сигнал «Сирена»?
13. Для чего вдоль дорог поставлены знаки?
14. Какие знаки вам известны, что они обозначают?
15. Какие правила необходимо соблюдать пассажиру
общественноготранспорта?
Учет освоения детьми содержания каждого занятия:
1- Усвоил хорошо,
2- усвоил удовлетворительно,
3- не усвоил.
Дата, Тема
Сентябрь
Ф.И. ребенка
Раздел 2. «Правила дорожного движения. Светофор.
Транспорт.
06.09.
Тема 1 Вводное. Для чего нужны правила
дорожного движения? (теоретическое занятие).
22
13.09.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
20.09.
27.09.
04.10.
11.10.
18.10.
25.10.
01.11.
08.11.
15.11.
22.11.
06.12.
13.12.
20.12.
Раздел 2. «Машины специального назначения»
27.12.
Тема 16 Машины специального назначения
(теоретическое занятие).
10.01.
Тема 17 Собери автомобиль, дорожный знак.
17.01.
Тема 18 Улица полна неожиданностей.
24.01.
Тема 19 Опасный перекресток.
07.02.
Тема 20 Опасный перекресток -2.
14.02.
Тема 21 «Торопыжка не спеши» Правила
поведения на улице.
21.02.
Тема 22 Обобщающее занятие по теме раздела.
Раздел 3. «Ребенок на улицах города».
28.02.
Тема 23 Дидактические игры по ПДД.
07.03.
Тема 24 Уроки тетушки Совы.
14.03.
21.03.
28.03.
Апрель
Май
Тема 2 Как появилась правила дорожного
движения (теоретическое занятие).
Тема 3 Как устроен светофор.
Тема 4 Берегись автомобиля.
Тема 5 Берегись автомобиля-2.
Тема 6 История транспорта.
Тема 7 Пешеходы на улице.
Тема 8 Дорожные знаки помни всегда!
Тема 9 Дорожные знаки помни всегда!-2
Тема 10 Машины на улице.
Тема 11 Правила дорожного движения.
Тема 12 Правила дорожного движения-2.
Тема 13 Правила дорожного движения-3.
Тема 14 Правила дорожного движения-4.
Тема 15 Обобщающее занятие по теме раздела.
Тема 25 Мы пассажиры (теоретическое
занятие).
Тема 26 Чтение М. Дружинина «Наш друг
светофор. Правила езды на велосипеде,
самокате.
Тема 27 Катание на велосипедах, самокатах,
машинах.
04.04.
11.04.
Тема 28 Где должны играть дети
Тема 29 Чтение книги А.Иванова «Как
неразлучные друзья дорогу переходили».
18.04.
25.04.
Тема 30 Ребенок на улицах города.
Тема 31 Беседа «Если ты потерялся в городе».
16.05.
23.05.
30.05.
Тема 32 Аркадий Паровозов спешит на помощь.
Тема 33 Опасные шалости.
Тема 34 Решение кроссвордов.
24.05.
Тема35 Решение кроссвордов-2.
23
30.05.
Тема36 Обобщающее занятие по теме раздела
(мониторинг).
Особенности организации образовательного процесса: очное обучение.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Методы воспитания: поощрение, упражнение, мотивация.
Форма организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.
Формы организации занятий: групповые теоретические и практические занятия.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные
технологии,
игровая
технология,
информационно-коммуникационные
технологии.
Алгоритм занятия:
Приветствие;
Мотивация;
Дидактические игры и игровые задания;
Индивидуальная помощь;
Пальчиковая игра;
Прощание.
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н., Стёркина Р. Б. «Безопасность». «Детство - Пресс», 2004.
2. Извекова Н. А, Медведева А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения. - М. : ООО «ТЦ
Сфера», 2009.
3. Саулина Т. Ф.. Три сигнала светофора. - М: «Просвещение», 2014.
4. Старцева О. Ю. Ш кола дорожных наук. - М: ООО «ТЦ Сфера», 2009.
5. Толочко Е.И. Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социальнопедагогическая проблема // ЧиО. 2015. №1 (42). С. 173-179.
6. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения. - «Издательство Скрипторий 2003».
7. Элькин Г.Н. Детям о правилах дорожного движения (соответствует ФГОС). М.: Паритет, 2015.
24