Программа допуслуг Затейники

2

3

I. Комплекс основных характеристик дополнительной об программы
Пояснительная записка
Направленность программы – техническая
Нормативно-правовое обеспечение
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
5. Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от
26.09.2019г. № 1321 «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
городском округе, муниципальном районе Хабаровского края».

4

Актуальность программы
Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого
воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса,
умения

бережно

и

экономно

использовать

аккуратности,

материал,

намечать

последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
Кружок «Волшебство из бумаги» разработан для того, чтобы через различные
действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов
и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых
предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и
колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Искусство ОРИГАМИ – близкое и доступное ребенку. Не перечислить всех
достоинств оригами в развитии ребенка. Оригами развивает у детей способность
работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая
моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на
процессе изготовлении, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления,
творческого воображения, художественного вкуса. Стимулирует и развитие
памяти,

так

как

ребенок,

чтобы

сделать

поделку,

должен

запомнить

последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Работа с бумагой активизирует мыслительные процессы. В процессе
конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных
символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов
складывания)

и

перевод

их

значения

в

практическую

деятельность

(самостоятельное выполнение действий).
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол,
сторона, квадрат и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря
специальными терминами.
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, отвлекает детей от
конфликтных ситуаций, снимает нервное напряжение, вызывает радостное,

5

приподнятое

настроение,

обеспечивает

положительное

эмоциональное

состояние. Систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его
всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. Именно
в этом и заключается актуальность всей работы кружка.
Необходимость создания данной программы была продиктована запросами
родителей, а так же недостаточным количеством времени, которое отводится
данной работе в группах дошкольного возраста, в рамках ООП.
Педагогическая

целесообразность

программы

кружка

обусловлена

важностью создания условий в дошкольном учреждении для эффективного
формирования у детей пространственных представлений, логического мышления,
геометрических понятий, развития моторики и глазомера.
Программа предполагает работу с детьми в форме индивидуальной
деятельности, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной
творческой деятельности.
Отличительные особенности, новизна программы
Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:
- возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от
опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;
- включение в программу не только обучения оригами, но и создание детьми
индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций в
представленной технике, дальнейшее использование поделок из бумаги в играх,
инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве
подарка к празднику своим родителям и друзьям;
- в ходе каждого занятия

используется

дополнительный

материал:

пальчиковая гимнастика, стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете
складывания; аудиоматериалов с записями звуков живой природы и музыки
с целью снятия напряжения и излишней возбудимости у детей.
Программа «Волшебство из бумаги» представлена в модифицированном
варианте, разработана на основе методических пособий: С.В. Кирсанова
«Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой
патологией», Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка», «Оригами для

6

старших дошкольников» авт. С.В. Соколова; С. Мусиенко, Г. Бутылкина
«Оригами в детском саду», И.А.Рябкова, О.А.Дюрлюкова «Художественнотворческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с
детьми 5-7 лет».
Адресат программы
Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Объем и сроки реализации программы
Стартовый - программа кружка рассчитана на 9 месяцев
(подготовительная группа).
Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю.
Продолжительность занятий 30 мин.
Количество занятий
(часов)

Кол-во занятий
за уч. период

Состав группы

4 - в месяц
вторник 16.50- 17.20

36

постоянный
8 человек

Форма

занятий

–

фронтальная,

подгрупповая,

работа

в

парах,

индивидуальная; тематическая, совместная деятельность.
Методы и приемы, используемые на занятиях кружка:
 Игровой (использование дидактических и пальчиковых игр)
 Словесный (беседа, объяснение, рассказ, словесная инструкция, анализ работы,
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о
предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные
истории и т.п.)
 Наглядный (показ педагогом этапов выполнения, работа по образцу, схемам,
пооперационным картам, показ видео материалов)
 Проблемный (постановка задачи педагогом и самостоятельный поиск решения
поставленной задачи)
 Практический (выполнение работ самостоятельно)
 Поощрение

7

Цель.
Развитие интеллектуальных, эстетических и творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста средствами бумагопластики.
Задачи.
Предметные.
 Знакомить детей с историей возникновения оригами; с техникой оригами, с
базовыми формами.
 Обучать различным способам складывания бумаги.
 Учить преобразовывать базовую форму в поделку, используя в работе схемы,
пооперационные карты.
Метапредметные.
 Развивать мелкую моторику рук, логическое и пространственное воображение.
 Активизировать мыслительные процессы.
 Развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию.
Личностные.
 Воспитывать интерес к искусству оригами.
 Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие,
желание доводить начатое дело до конца.
 Воспитывать умение следовать устным инструкциям, читать пооперационные
(технологические) карты, схемы.
Особенности организации образовательного процесса
Специально организованная деятельность (занятие) практически всегда
строится по одному плану:
- подготовка к образовательному процессу (установка на работу);
- повторение правил техники безопасности;

8

- ведение в новую тему: загадки, стихи, чтение отрывков из произведений
раскрывающие тему деятельности; сведения о предмете занятия (рассказы о
жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
- показ образца;
- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
- повторение правил складывания.
Практическая часть:
- показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по схеме,
технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности
навыков);
- пальчиковая гимнастика;
- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану,
технологической карте;
- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
- анализ

работы

(аккуратность,

правильность

и

последовательность

выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил
техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

9

Учебный план работы кружка «Волшебство из бумаги»
на учебный год
Название курса

«Волшебство из
бумаги»

Кол-во
занятий в
неделю

Кол-во
занятий в
месяц

Кол-во
занятий
за уч.
период

Длительность
занятий, мин.

1

4(5)

36

30

Тема

Кол-во
воспитанников

8

Количество учебных часов
теория

практика

всего

«Путешествие в бумажную страну»

0.8

0.2

1

«Знакомство с искусством оригами»

0.8

0.2

1

«Знакомство детей со сказочным
персонажем «Чудесный квадрат»
(диагностическое)

0.4

0.6

1

«Вот, я какой «Чудесный квадрат!»
«Знакомство с основными базовыми
формами «Дверь», «Книжка»,
«Треугольник», «Воздушный змей»
(диагностическое)

0.4

0.6

1

«Грибная поляна»

0.3

0.7

1

«Деревья осенью»

0.4

0.6

1

«Отгадай загадки» – мордочки
животных

0.4

0.6

2

«Стаканчик»

0.3

0.7

1

«Забавные зверюшки» по РНС «Теремок»
(мышка, заяц, лиса, волк, медведь)

0.3

0.7

2

По сказке В.Сутеева «Кто сказал
«Мяу?» (кошка, щенок)

0.3

0.7

1

10

«Совушка-сова»

0.3

0.7

1

«Елочки в зимнем лесу»

0.3

0.7

1

«Птицы на ветке»

0.3

0.7

1

«Новогодние украшения»

0.4

0.6

1

«Дед Мороз»

0.3

0.7

1

По сказке В.Сутеева
«Снеговик – почтовик»

0.3

0.7

1

По РНС «Заюшкина избушка»

0.3

0.7

2

По сказке «Петушок и бобовое
зернышко» (курочка)

0.3

0.7

2

«Изготовим подарок папе»

0.3

0.7

1

«Гномик Бим»

0.3

0.7

1

«Тюльпаны и бутоны роз»

0.3

0.7

1

«Гномик Бом»

0.3

0.7

1

«Подснежники»

0.3

0.7

1

«Грачи прилетели»

0.3

0.7

1

«Кораблики»

0.3

0.7

1

«Рыбки плавают в водице»

0.25

0.75

1

«Быстрые ракеты»

0.25

0.75

1

«Ярче солнышко свети!»

0.25

0.75

1

«Майский дождик. Зонтики»

0.25

0.75

1

«Майские бабочки»

0.25

0.75

1

«Знатоки оригами» (диагностическое)

0.25

0.75

2

Итого:

36

11

Планируемые результаты
Дети:
 познакомятся с искусством складывания бумаги в технике «Оригами», историей
возникновения оригами;
 будут знать основные базовые формы оригами;
 научатся изготавливать поделку, используя различные способы складывания
бумаги;
 преобразовывать базовую форму в поделку, используя в работе схемы,
пооперационные карты.
У детей:
 повысится уровень развития мелкой моторики пальцев рук, логическое и
пространственное воображение;
 активизируются мыслительные процессы;
 разовьются художественный вкус, творческие способности, фантазия;
 повысится интерес к искусстве оригами, творческому процессу, желание
мастерить поделки своими руками доводя начатое дело до конца.
Дети:
 научатся следовать устным инструкциям педагога;
 пользоваться схемой и пооперационной (технологической) картой

II. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Деятельность проводится в просторном, светлом, оборудованном (магнитные
доски, компьютер, принтера) кабинете, с детскими столами, стульчиками, доской,
шкафами для наглядных и методических пособий.
Техническое оснащение:
 материалы и инструменты: набор цветной бумаги, квадраты цветной бумаги,
цветной картон, ножницы, клей ПВА, салфетки, карандаши, фломастеры;

12

 демонстрационный

материал:

пооперационные

(технологические)

карты

складывания базовых форм, фигур; иллюстрации животных, птиц, растений,
транспорта, детская литература, подборка художественного слова

(стихи,

потешки и т.д.)
Формы контроля:
 опрос (фронтальный, индивидуально-фронтальный)
 наблюдение
 практика
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:


фото отчеты



составление альбома лучших работ

 проведение выставок детских работ
Оценочные материалы
Диагностический инструментарий предложен в
эффективности освоения программы».
Таблица итогового контроля.

приложении «Критерии

Взаимодействие с родителями
№

Мероприятия

Сроки реализации

1. Информация на стенде
«Значение оригами для развития ребенка».

Октябрь

2. Познакомить родителей с работой дополнительного
образования кружка «Тайны бумажного листа».

Ноябрь

3. Информация на стенде
«Приобщаем детей к творчеству с помощью
конструирования из бумаги»
4. Мастер класс для родителей «Мама сделай со
мной»
5. Отчет о работе кружка за учебный год.
Фотовыставка «Как мы работаем»
Выставка работ «Наши руки не для скуки»

Февраль
Март-апрель
Май - июнь

13

Список литературы
1.Выгонов В. «Оригами для малышей. 4+. Простые модели. ФГОС ДО».
2.Выгонов В. «Оригами для малышей. 4+. Сложные модели. ФГОС ДО».
3.Выгонов В. «Оригами для малышей. 5+. Простые модели. ФГОС ДО».
4.Выгонов В. «Оригами для малышей. 4+. Сложные модели. ФГОС ДО».
5. Долженко Г. И. «Оригами – первые шаги». ООО. Академия развития, 2011.
6. Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. –
Ярославль: Академия развития, 2009.
7. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. - Ярославль: ООО «Академия
развития», 2001 г.
8. Макарова Н.Р. Тайны бумажного листа. – Москва. : «Мозайка-Синтез», 2008.
9. Мусиенко С., Бутылкина Г. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей
дет. сада/ Обруч, 2010.
10. Морозова Г.В. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты комплексных
занятий с использованием приемов изодеятельности для детей. М.: Издательство
ГНОМ, 2011.
11. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. – М.: Айрис-пресс, 2008.
12. Смородкина, О.Г. Оригами. Лучшие модели. – М.: Астрель; Спб.: сова, 2011.
13. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для
воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
14. Ступак, Е.А. Оригами. Подарки к праздникам - М.: Айрис – пресс, 2010.
15. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль: ООО «Академия
развития» 1996 г.
16. Художественно-творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные,
игровые занятия с детьми 5-7 лет/авт. сост. И.А.Рябкова, О.А.Дюрлюкова. –
Волгоград: Учитель, 2012. -95 с.
Информационный источник
DVD-диск, Шнурко Е.М. «Оригами: игровые методы развития ребенка 3-5
лет».

2

Календарный учебный график
№
п/п

Форма занятия

Форма
контроля/
аттестации
Наблюдение

Методическое
обеспечение

Дата

Тема/Задачи/Содержание

1

Сентябрь
I неделя

Тема: «Путешествие в бумажную страну»
Задачи:
- показать разнообразие видов бумаги, познакомить со
свойствами бумаги (разного цвета, тонкая, толстая,
гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется);
- закрепить основные геометрические понятия, свойства
квадрата, определить нахождение углов, сторон;
- вызвать интерес к знакомому материалу;
- расширять кругозор, развивать любознательность,
зрительное восприятие.
Материал: конверты с наборами бумаги, разной по цвету,
мягкости фактуре (по количеству детей),
емкость с водой.
Пальчиковая гимнастика «Семья»

Совместная, игровая
деятельность с
элементами
экспериментирования

2

II неделя

Тема: «Знакомство с искусством оригами»
Задачи:
- познакомить с историей искусства оригами;
- заинтересовать детей изготовлением фигурок в стиле
оригами;
- развивать воображение;
- воспитывать усидчивость.
Материал: наборы бумаги, разной по цвету, портрет
японского мастера Акира Йошизавы, выставка фигурок
сделанных в технике оригами.
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж шариком СуДжок.

Фронтальная, беседа с
просмотром
презентации,
совместная
практическая
деятельность

Наблюдение

Художественнотворческая
деятельность.
Оригами./авт.сост.Н.А.Рябкова,
стр.8

3

III неделя

Тема: «Знакомство детей со сказочным персонажем
«Чудесный квадрат» (диагностическое)
Задачи:
- заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги

Фронтальная,
введение сказочного
персонажа,
совместная

Наблюдение,
практика

Художественнотворческая
деятельность.
Оригами./авт.-

Художественнотворческая
деятельность.
Оригами./авт.-сост.
Н.А.Рябкова,
стр.10, 16

3

в технике оригами, познакомить с некоторыми из них;
- продолжать учить детей правильно отбирать бумагу для
изготовления фигурок в технике оригами;
- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук,
развивать творческие способности, глазомер.
Материал: наборы геометрических фигур разного цвета
и разного размера: для воспитателя большие, для детей маленькие, фломастеры. Квадраты разлинованы пополам
и по диагонали.
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж шариком Су-Джок

практическая
деятельность

сост.Н.А.Рябкова,
стр.8

4

IV неделя

Тема: «Вот, я какой «Чудесный квадрат!»
Знакомство с основными базовыми формами «Дверь»,
«Книжка», «Треугольник», «Воздушный змей».
Задачи:
- познакомить детей с базовыми формами, которые лежат
в основе любой поделки («треугольник», «книжка»,
«дверь»);
- учить складывать базовые формы ориентируясь на
пооперационные карты, схемы;
- упражнять в точном соединении углов и сторон
квадрата;
- активизировать мыслительные процессы;
- развивать навыки ориентировки на листе бумаги;
- развивать фантазию, конструктивное воображение
- воспитывать интерес к искусству оригами.
Материалы: магнитная доска, наглядный материал по
базовым формам оригами; образцы изделий, 6 квадратов
из белой бумаги (на каждого ребенка).
Самомассаж шариком Су-Джок.

Фронтальная,
введение сказочного
персонажа,
совместная
практическая
деятельность

Наблюдение,
практика

Художественнотворческая
деятельность.
Оригами./авт.сост.Н.А.Рябкова,
стр.14

5

V неделя

V неделя
Тема: «Грибная поляна» - складывание поделки «Гриб» на
основе базовой формы «дверь».
- закрепить умение складывать базовые формы «дверь»,
-«треугольник», преобразовывать их в поделки, используя

Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность

Наблюдение,
практика

Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»

4

в работе пооперационные карты;
- учить складывать базовые формы ориентируясь на
пооперационные карты, схемы;
- учить аккуратно работать с клеем, дополнять поделку
дополнительными деталями;
- развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев
рук;
- воспитывать бережное отношение к природе
Материал: набор цветной бумаги, картон, клей, салфетка,
фломастеры.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
6

7-8

Октябрь
I неделя

Тема: «Деревья осенью»
Задачи:
- повышать интерес детей к изготовлению поделок в
технике оригами;
- повторить основные элементы складывания;
- учить точному совмещению углов и сторон в процессе
складывания, тщательно проглаживать линии сгиба;
- развивать мелкую моторику рук, точные движения
пальцев, глазомер;
- воспитывать аккуратность в работе.
Материал: набор цветной бумаги, картон, клей, салфетка,
фломастеры.
Пальчиковая гимнастика «Ветер и листья»

Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность

Фронтальный
опрос,
наблюдение,
практика

Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»

II - III
неделя

Тема: «Отгадай загадки» – мордочки животных
Задачи:
- создать у детей хорошее настроение;
- повышать интерес к занятиям оригами, используя
игровые приемы;
- учить складывать мордочки животных на основе
базовой формы «треугольник», находить острый угол,
перегибать треугольник пополам, опускать острые углы
вниз;
- продолжать учить «оживлять» поделку – дорисовывать

Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность

Фронтальный
опрос,
наблюдение,
практика

Мордочки
животных
полненных в
технике «оригами»
(пес, кот, лиса,
волк и др.)
Мусиенко
С.«Оригами в
детском саду»,

5

глаза, нос, рот.
- развивать память, внимание, мелкую моторику.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей),
фломастеры.
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж с шариком СуДжо
9

IV неделя

10
11

Ноябрь
I - II
неделя

стр. 9-11

Тема: «Стаканчики»
Задачи:
- отрабатывать навыки самостоятельного складывания
поделки в технике «Оригами», используя в работе
пооперационную карту; выполняя базовую форму
«треугольник»;
- продолжать совершенствовать навыки детей делать
правильные сгибы, совмещая углы и стороны, четко
проглаживая сгибы;
- развивать мелкую моторику рук;
Материалы: пооперационные карты и схемы,
картинки с изображение птиц, бумажные квадраты
разного размера
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж с шариком СуДжок

Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность

Наблюдение,
практика

Художественнотворческая
деятельность.
Оригами./авт.сост.Н.А.Рябкова,
стр.33

Тема: «Забавные зверюшки» по РНС «Теремок» (мышка,
заяц, лиса, волк, медведь)
Задачи:
- закрепить навык выполнения базовой формы –
«треугольник»;
- познакомить с изготовлением базовой формы
«воздушный змей»;
- продолжать совершенствовать навыки детей делать
правильные, четкие сгибы;
- развивать пространственное воображение, память,
творческие способности, конструктивное мышление;
- развивать мелкую моторику рук, вариативность
мышления;

Групповая,
практическая
деятельность

Иидуальнофндиронтальный
опрос,
наблюдение,
практика

Художественнотворческая
деятельность.
Оригами./авт.сост.Н.А.Рябкова,
Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»,
см. рисунок 1-6

6

- воспитывать художественный вкус, стремление делать
работу аккуратно, до конца, конструктивно, правильно.
Материалы:
фигурки животных (оригами), квадраты цветной бумаги,
фломастеры.
Пальчиковая гимнастика
12

13

III неделя

IV неделя

Тема: по сказки В.Сутеева «Кто сказал «Мяу?»
(котенок, щенок, лягушонок).
Задачи:
- создать у детей хорошее настроение;
- повышать интерес к занятиям оригами, используя
игровые приемы;
- упражнять в умении самостоятельно складывать
мордочки животных на основе базовой формы
«треугольник», находить острый угол, перегибать
треугольник пополам, опускать острые углы вниз;
- продолжать учить «оживлять» поделку;
- развивать память, внимание, мелкую моторику.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, фломастеры.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Работа парами,
введение сказочного
персонажа,
совместная
практическая
деятельность

Фронтальный
опрос,
наблюдение,
практика

Тема: «Совушка-сова»
Задачи:
- продолжать учить детей изготавливать фигурки в
технике оригами;
- продолжать знакомить с базовой формой «воздушный
змей», учить преобразовывать ее в поделку;
- помогать каждому ребенку добиваться желаемого
результата;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Птички».

Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность

Наблюдение,
практика

Долженко Г. И.
«Оригами – первые
шаги»
Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»

Долженко Г. И.
«Оригами – первые
шаги»

7

14

Декабрь
I неделя

Тема «Елочки в лесу».
Задачи:
- продолжать учить детей мастерить поделки в технике
оригами;
- научить мастерить елочку используя в работе пооперац.
карту;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Елочка»

Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность

Наблюдение,
практика

Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»

15

II неделя

Тема: «Птицы на ветке».
Задачи:
- закреплять умение делать фигурки в технике оригами,
на основе базовой формы «треугольник» используя
пооперационную карту, схему;
- повышать интерес к занятию через игру;
- развивать зрительно-моторную координация, память,
внимание.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей)
Пальчиковая гимнастика «Птички»

Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность

Индивидуальнофронтальный
опрос,
наблюдение,
практика

Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»

16
17

II - III
неделя

III неделя
Тема: «Новогодние украшения»
Задачи:
- вызвать у детей желание самостоятельно украсить
группу к новогоднему празднику;
- продолжать учить мастерить из бумажных квадратов
несколько поделок, используя уже знакомые приемы
складывания;
- развивать конструктивное мышление, фантазию,
воображение;
- воспитывать аккуратность в работе.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей),
пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Елочка»

Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность

Фронтальный
опрос,
наблюдение,
практика

Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»,
стр. 17

8

18

IV неделя

19

Январь
II неделя

20
21

III-IV
неделя

Тема: «Дед Мороз»
Задачи:
- закрепить умения детей делать фигурки в технике
оригами;
- вызвать радостное настроение в ожидании новогоднего
праздника;
- совершенствовать навыки работы с бумагой;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Блок работ по теме «В гостях у сказки»
Тема: по сказке В.Сутеева
«Снеговик – почтовик»
Задачи:
- создать у детей хорошее настроение;
- познакомить с новым способом складывания бумаги –
отгибание уголков;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать аккуратность.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей).
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Тема: по РНС «Заюшкина избушка»
Задачи:
- продолжать учить детей делать фигурки в технике
оригами, используя пооперационную карту и схему;
- изготавливать домики различного размера, используя
основные элементы складывания;
- закрепить навыки декоративного украшения готовых
фигурок;
- воспитывать аккуратность, усидчивость;
- развивать ловкость, наблюдательность, глазомер,
мелкую моторику рук.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность

Фронтальный
опрос,
наблюдение,
практика

Соколова С.
«Оригами для
старших
дошкольников»

Фронтальная,
Наблюдение,
введение сказочного практика
персонажа,
совместная
практическая
деятельность

Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»

Фронтальная,
Наблюдение,
введение сказочного практика
персонажа,
совместная
практическая
деятельность

Короткова, Е.А.
«Рисование,
аппликация,
конструирование в
д/с»

9

22

Февраль
I-II неделя

23

III неделя

24

IV неделя

Тема: по сказке «Петушок и бобовое зернышко»
Задачи:
- упражнять в умении преобразовывать базовую форму
«треугольник», «воздушный змей» в фигурки птиц;
- закрепить навыки декоративного украшения готовых
фигурок;
- воспитывать аккуратность, усидчивость;
- развивать ловкость, наблюдательность, глазомер,
мелкую моторику рук.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Петушок»
Тема: «Изготовим подарок папе»
Задачи:
- воспитывать у детей чувство уважения к защитникам
нашей Родины – к своим отцам и дедам, старшим
братьям, побуждать сделать им приятное;
- совершенствовать навыки работы с бумагой, используя
в работе пооперационные карты и схемы;
- развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж.

Фронтальная,
введение сказочного
персонажа,
совместная
практическая
деятельность

Индивидуальнофронтальный
опрос,
наблюдение,
практика

Тарабарина, Т.И.
Оригами и
развитие ребенка.,
стр.73

Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность

Наблюдение,
практика

Художественнотворческая
деятельность.
Оригами./авт.сост.Н.А.Рябкова.,
стр.71

Тема: «Гномик Бим»
Задачи:
- учить детей изготавливать бумажные поделки,
состоящие из двух деталей;
- познакомить с последовательностью изготовления
поделок используя схемы, четко выполнять инструкции;
- развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж.

Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность

Фронтальный
опрос,
наблюдение,
практика

Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»,
стр. 15

см. конспект +
пооперационные
карты. схемы

10

25

Март
I неделя

Тема: «Тюльпаны и бутоны роз»
Задачи:
- научить складывать из бумаги цветок на основе базовой
формы «треугольник», точно совмещая углы и стороны
квадрата;
- закреплять умение работать по пооперационной карте;
- развивать речь, пространственное воображение,
моторику рук и пальцев, коммуникативные способности;
- воспитывать аккуратность, усидчивость
Материалы: изображение цветов тюльпана и бутонов
роз, пооперационные карты, наборы бумаги, (по
количеству детей), клей.
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж с шариком СуДжок

Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность

Наблюдение,
практика

Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»

26

II неделя

Тема: «Гномик Бом»
Задачи:
- учить детей изготавливать бумажные поделки,
состоящие из двух деталей;
- упражнять детей в последовательном изготовлении
поделок используя схемы;
- развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж.

Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность

Наблюдение,
практика

Художественнотворческая
деятельность.
Оригами./авт.сост.Н.А.Рябкова,
стр.59

27

III неделя

Тема: «Подснежники»
Задачи:
- развивать навыки работы с бумагой, выполнять,
аккуратные точные сгибы, составлять солнце из 8
заготовок, сложенных из знакомой базовой формы
«воздушный змей»;
- продолжать учить украшать поделку дополнительными
деталями.
- развивать ловкость, наблюдательность, глазомер,
мелкую моторику рук.

Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность

Индивидуальнофронтальный
опрос,
наблюдение,
практика

Г.Морозова
«Ознакомление с
окружающим
миром.
Комплексные
занятия с
использованием
приемов
изодеятельности
для детей», стр. 112

11

Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Подснежник»
28

IV неделя

Тема: «Грачи прилетели»
Задачи:
- закреплять умение детей преобразовывать базовую
форму «воздушный змей» в фигурку птицы;
- воспитывать аккуратность, усидчивость;
- развивать навыки работы с бумагой, умение выполнять,
аккуратные точные сгибы.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность

Фронтальный
опрос,
наблюдение,
практика

Тарабарина, Т.И.
«Оригами и
развитие ребенка»

29

Апрель
I неделя

Фронтальная,
совместная
практическая
деятельность

Индивидуальнофронтальный
опрос,
наблюдение,
практика

Смородкина, О.Г.
«Оригами. Лучшие
модели», стр. 47

30

II неделя

Тема: «Кораблики»
Задачи:
- учить детей изготавливать поделку, используя в работе
прямоугольный лист бумаги, путем складывания его
пополам;
- развивать навыки работы с бумагой;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Кораблик»
Тема: «Рыбки плавают в водице»
Задачи:
- закреплять знания и навыки самостоятельно создавать
поделки в технике «Оригами», выполнять базовую форму
«воздушный змей»;
- продолжать совершенствовать навыки детей делать
правильные сгибы, совмещая углы и стороны, четко
проглаживая сгибы;
- развивать пространственное воображение, внимание,
память, мелкую моторику рук;
- расширять коммуникативные способности детей.

Работа в парах,
практическая
деятельность

Фронтальный
опрос,
наблюдение,
практика

Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»

12

Материал: пооперационные карты и схемы,
картинки с изображение птиц,
бумажные квадраты разного размера и цвета,
фломастеры, клеящий карандаш.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

31

III неделя

32

IV неделя

33

Май
I неделя

Тема: «Быстрые ракеты»
Задачи:
- учить детей делать из бумаги ракету;
- закрепить умение складывать квадрат по диагонали;
делать базовую форму «воздушный змей», проглаживать
сгибы;
- воспитывать чувство патриотизма;
- развивать ловкость, наблюдательность, глазомер,
мелкую моторику рук.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Будем в космосе летать!»
Тема: «Ярче солнышко свети!»
Задачи:
- развивать навыки работы с бумагой, выполнять,
аккуратные точные сгибы, составлять солнце из 8
заготовок, сложенных из знакомой базовой формы
«воздушный змей»;
- продолжать учить украшать поделку дополнительными
деталями;
- развивать ловкость, наблюдательность, глазомер,
мелкую моторику рук.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое!»
Тема: «Майский дождик. Зонтики»
Задачи:
- упражнять в самостоятельном складывании базовой
формы «воздушный змей»; собирать из готовых частей

Фронтальная,
практическая
деятельность

Фронтальный
опрос,
наблюдение,
практика

Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»

Фронтальная,
самостоятельная,
практическая
деятельность

Наблюдение,
практика

Мусиенко С.
«Оригами в
детском саду»

Фронтальная,
самостоятельная,
практическая
деятельность

Наблюдение,
практика

Смородкина, О.Г.
«Оригами. Лучшие
модели»

13

фигурку;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность;
- развивать зрительно-моторную координацию.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика «Как живешь?»
34

II неделя

Тема: «Майские бабочки».
Задачи:
- закреплять умение детей преобразовывать базовую
форму в фигуру бабочки;
- закрепить навыки декоративного украшения готовых
фигурок;
- воспитывать аккуратность, усидчивость;
- развивать ловкость, наблюдательность, глазомер,
мелкую моторику рук.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое!»

Фронтальная,
самостоятельная,
практическая
деятельность

Индивидуальнофронтальный
опрос,
наблюдение,
практика

Смородкина, О.Г.
«Оригами. Лучшие
модели», стр. 111

35
36

III - IV
неделя

Тема: «Знатоки оригами» (диагностическое).
Задачи:
- выявить умение детей самостоятельно изготавливать
поделки в технике оригами, используя разные базовые
формы;
- отработать навык навыки декоративного украшения
готовых фигурок;
- воспитывать аккуратность, усидчивость;
- развивать ловкость, наблюдательность, глазомер,
мелкую моторику рук.
Материал: наборы бумаги, (по количеству детей), клей,
ножницы, пооперационные карты.
Пальчиковая гимнастика

Фронтальная,
самостоятельная
деятельность

Наблюдение,
практика

Г.Морозова
«Ознакомление с
окружающим
миром.
Комплексные
занятия с
использованием
приемов
изодеятельности
для детей», стр. 191

Итого: 36

Приложение
2

Диагностическое обследование знаний, умений и навыков детей
в конструировании из бумаги (оригами)
Критерии оценки

Ф.И.ребенка
№

Знание
основных
базовых форм и
умение
самостоятельно
их изготовить
«треугольник»
«книжка»
«воздушный змей»

н/г
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
НУ сформированы
НУ на стадии
формирования
НУ не сформированы

к/г

Умение
изготовить
несложную
поделку, следя
за показом
пед-га и
слушая устные
инструкции
н/г

к/г

Умение украсить
свою поделку,
добавляя
недостающие
детали
(нос, глаза и
т.п.)
н/г

к/г

Точность и аккуратность выполнения работы
Точность
совмещение
частей
(сторон, углов)

н/г

к/г

Проглаживание сгибов

н/г

к/г

Аккуратность
в работе

н/г

к/г

Общий
уровень

н/г

к/г

1

Параметры эффективности освоения программы
Сформированность умений и навыков работы в технике оригами.
НУ сформированы - ребенок владеет знаниями о технике оригами, умеет
складывать простые поделки, на основе основных базовых форм («Треугольник»,
«Книжка», «Воздушный змей»). Самостоятельно может украсить свою поделку,
добавляя недостающие детали; точно и аккуратно выполняет работу, совмещая
углы и стороны, сгибы получаются четкими. Самостоятельно использует в работе
пооперационную (технологическую) карту, ориентируется в терминах и знаках
принятых в схемах
НУ на стадии формирования – ребенок узнает и называет простые поделки.
Следя за показом педагога, слушая устную инструкцию, может сложить простую
базовую форму («Треугольник», «Книжка», «Воздушный змей»), несложную
поделку типа «Кошка», «Собака», «Рыбка», «Лягушка» и т.п. Может пользоваться в
работе

пооперационной

(технологической)

картой,

с

небольшой

помощью

ориентируется в терминах и знаках принятых в схемах. Самостоятельно украшать
свою поделку, добавляя недостающие детали; точно и аккуратно выполняет работу,
совмещая углы и стороны, сгибы получаются четкими.
НУ не сформированы – ребенок не может назвать основные базовые формы
и

затрудняется

в

самостоятельном

складывании.

При

изготовлении

несложной поделки требуется помощь педагога. Совмещает углы и стороны
заготовки только с помощью педагога, при проглаживании совмещенные части
разъезжаются, нет аккуратности в работе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».