ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка
3
Цель и задачи программы
6
Учебный план
6
2
Содержание программы
Планируемые результаты
Календарный учебный график
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических
условий
Материально-техническое, информационное, кадровое
обеспечение
Методическое обеспечение
Оценочные материалы
Список литературы
3
7
19
20
24
24
25
25
30
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы:
Пояснительная записка
ТИП
ПРОГРАММЫ:
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности «Живопись» (нетрадиционные техники рисования)
предполагает освоение материала на ознакомительном (стартовом) уровне.
Освоение программного материала ознакомительного (стартового)
уровня предполагает получение обучающимися первоначальных знаний в
области использования нетрадиционных техник рисования.
- одноуровневая программа (содержание и материал выстроены в
соответствии только с одним уровнем сложности).
Программа по обучению нетрадиционным техникам рисования
рассчитана на 1 год, реализуется с детьми с интеллектуальными
нарушениями (5 - 8 лет).
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественно направленности «Живопись» (нетрадиционные
техники рисования) разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г.
№ 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года».
5. Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края
от 26.09.2019г. № 1321 «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского
края».
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: Данная программа имеет
художественную направленность. Ее реализация позволяет создать условия
для развития личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, его
4
творческих способностей и мелкой моторики,
творческой самореализации.
создать условия для
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В настоящее время обучение дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью
изобразительной
деятельности
с
применением
нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и
перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Оно
обогащает возможности воспитанников в создании интересных и
выразительных композиций, содействует лучшему овладению ими
необходимыми изобразительными и техническими умениями и навыками,
компенсирует нарушения познавательной, двигательной, эмоциональноволевой сфер, способствует становлению личности каждого ребенка и
интеграции его в социум.
К тому же в ходе реализации данной программы развивается мелкая
моторика, ручная умелость, глазомер, пространственное восприятие, что
имеет важное значение в старшем дошкольном возрасте при подготовке к
школьному обучению детей с интеллектуальными нарушениями, что в свою
очередь очень востребовано родителями.
Актуальность программы также обусловлена недостаточностью
разнообразия нетрадиционных техник по рисованию в НОД художественноэстетического цикла в рамках ООП.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:
Для
детей
дошкольного
возраста
с
интеллектуальной
недостаточностью в большинстве случаев характерно отсутствие
потребности в рисовании, лепке и аппликации.
На становление характерных видов детской изобразительной
деятельности заметно влияет их выраженная двигательная неловкость, в
частности имеющиеся нарушения мелкой моторики и зрительнодвигательной координации. Отсутствие целенаправленных приемов анализа,
сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения
адекватных способов действий приводит к тому, что деятельность этих детей
приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.
Рисунки детей данной категории отличают схематичность
изображения, повторяемость элементов и скученность их на плоскости листа,
присутствие «графических штампов», частое отсутствие существенных
признаков предметов, «зацикливание» в использовании цвета (чаще всего
при возможности выбора из большого количества цветов они выбирают и
используют один, реже два цвета) .
Техника рисования также весьма примитивна. Дети не умеют или не
могут длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш,
5
кисть) в ведущей руке, производить точные, согласованные движения,
контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм. При создании
декоративных композиций дошкольники затрудняются в воспроизведении
последовательности элементов узора, отражении пространственновременной организации орнамента (ритма и чередования элементов, однако
при активной помощи со стороны взрослого они способны повторить
простой мотив.
Вместе с тем многие исследователи отмечают, что при всем
несовершенстве изобразительной деятельности детей рассматриваемой
категории процесс рисования сказывается на них весьма положительно:
развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления,
осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной
организации.
Практика показывает, что применение в детской изобразительной
деятельности нетрадиционных художественных техник способствует
расширению художественного опыта детей и является одним из
эффективных путей повышения выразительности художественного образа в
их работах.
Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе трудовые и
изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоциональноположительное отношение к самому процессу рисования, развивают
воображение, способствуют улучшению детских рисунков по содержанию и
качеству исполнения и, более того, являются предпосылками успешного
участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Отличительной особенностью данной программы является
использование различных, в том числе нестандартных материалов для
работы – мятой бумаги, листьев салата, блесток, вилок и т.д. в
коррекционной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ: Настоящая программа адаптирована для
работы с детьми с интеллектуальными нарушениями в возрасте 5-8 лет,
рассчитана на один год обучения.
В группу принимаются дети при наличии соответствующего интереса
и по желанию родителей.
Максимальное количество детей в группе – 10 человек.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Форма объединения детей: объединение.
Одновозрастная группа постоянного состава.
ОБЪЕМ И СРОКИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ, РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
6
Программа реализуется в течение 1 года. Обучение детей рассчитано
на 36 учебных недель; 9 месяцев, 36 учебных часов.
Форма обучения: очная.
Период
Продолжительность Ко-во
Кол-во
Кол-во
Кол-во
занятий
занятий в часов в
недель
часов в
неделю
неделю
год
1 год
25 мин
1
1 часов
36
36 часов
обучения
Занятия объединения по программе «Живопись» проводятся во
вторую половину дня 1 раз в неделю, по пятницам с 16.00 до 16.25. С
сентября по май.
6. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности по
реализации программы дополнительного образования детей – 1
академический час длительностью не более 25 мин в соответствии с СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Форма организации занятий: групповая.
Цель и задачи программы:
Цель программы: Развитие художественно-творческих способностей
и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с
интеллектуальными нарушениями через использование технологии
нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
Личностные:
Научить детей с удовольствием рисовать, используя
способы
нетрадиционного рисования
Предметные:
Познакомить детей с различными материалами, используемыми для
рисования и их свойствами.
Научить приемам работы с различными изобразительными материалами
(набрызг, оттиск, тычки и т.д.).
Метапредметные:
Способствовать развитию фантазии, ассоциативного мышления.
Развивать мелкую моторику рук, стимулируя развитие интеллектуальных
способностей.
7
Учебный план
№ Название раздела
1
2
3
5
Работа с красками
(акварель, гуашь,
пастель)
рисование
восковыми
мелками, блестками
Рисование
пластилином
Рисование тычком,
оттиском,
печатками,
примакивание
Итого за год
Количество часов
Формы контроля
Всег Теори Практик
о
и
и
13
1
12
Обобщающее занятие по
теме
5
1
4
Обобщающее занятие по
теме
5
1
4
Обобщающее занятие по
теме
13
1
12
Обобщающее занятие по
теме
36
4
32
Содержание программы
Раздел 1 Работа с красками (гуашь, пастель, акварель).
Теория: Краски, их разнообразие и свойства. Способы и приемы работы с
красками при создании рисунков.
Практика: освоение навыков работы с красками при создании рисунков.
При рисовании пальцем ребенок опускает палец в гуашь и затем
наносит отпечатки на лист бумаги. При рисовании ладонью на ладонь
ребенка наносится краска и затем ладошка отпечатывается на бумаге. При
необходимости можно дорисовать некоторые детали рисунка. В технике
рисования пальчиками можно изображать различные цветы, ягоды, гусеницу,
насекомых, листья на деревьях, дождик или снег и др. А с помощью ладошки
можно изобразить животных, птиц, цветы, Деда мороза и т. д.
1Тема: Краски (акварель, гуашь, пастель) (теоретическое занятие).
Теория: Краски, их разнообразие и свойства. Способы и приемы работы с
красками при создании рисунков.
8
Материалы и оборудование: акварель, гуашь, баночки, кисти, салфетки,
трубочки.
2.Тема: «Осенний букет» (техника выдувания краски)
Практика: освоение навыков работы с красками при создании образа
осеннего букета. Учить использовать трубочку для выдувания краски.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, листы бумаги, гуашь,
баночки с водой, трубочки от коктейля, кисти №№2,4, букет из осенних
листьев.
3.Тема: «Осьминожки» (рисование ладошками и пальчиками)
Практика: освоение навыков работы с красками при создании изображения.
Учить аккуратно использовать краски.
Материалы и оборудование: банки с водой, листы с морским фоном,
гуашь, салфетки. Презентация с морской тематикой, изображения дельфина,
ската, морской звезды, морской черепахи, акулы, осьминога, иллюстрации к
рассказу «Семья осьминожков», музыкальное сопровождение Сен-Санс
«Аквариум».
4.Тема: «Такие разные рыбки» (рисование гуашевыми красками
на одноразовой тарелке)
Практика: освоение навыков работы с красками при создании изображения
на пластиковой тарелке. Учить рисовать округлый предмет и аккуратно
закрашивать его кистью. Учить аккуратно использовать краски.
Материалы и оборудование: клеенка, гуашь, кисточки №2,4,8, баночка
с водой, тряпочка, карандаш, одноразовая тарелка, ватман с изображением
аквариума, диск со звуками природы (шум волн), музыка Сен-Санса
«Аквариум», клей-карандаш.
5.Тема: «Гуси» (рисование ладошками и пальчиками)
Практика: освоение навыков работы с красками при создании изображения.
Учить аккуратно использовать краски.
Материалы и оборудование: поролон, гуашь белого, серого, красного,
черного цветов, кисть (№ 2), ватные палочки, кисти, салфетки, вода для
мытья рук, полотенца, листы бумаги, листы-заготовки с изображением озера,
выполненные детьми, народная песня «Два веселых гуся», фигурка бабушки.
6.Тема: «Поделись улыбкою своей» (рисование ладошками и
пальчиками)
9
Практика: освоение навыков работы с красками при создании изображения.
Учить аккуратно использовать краски.
Материалы и оборудование: клеенка, краски (гуашь), кисти – толстая
для нанесения краски на ладошку, тонкая – для улыбки, лист А4, влажные
салфетки, баночки с водой, картинки с изображением Королевы красок
(грустная и веселая).
7.Тема: «Зимой и летом одним цветом» (техника набрызг)
Практика: освоение навыков работы с красками и зубной щеткой при
создании образа ели. Учить использовать зубную щетку для рисования.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, картинки с
изображением зелёных ёлочек и иллюстраций с изображением зимних
пейзажей, гуашь разноцветная, зубные щетки, стека, салфетки, простые
карандаши, ножницы, белая бумага, цветной картон синего или голубого
цвета.
8.Тема: «Белые одуванчики» (техника набрызг)
Практика: освоение навыков работы с красками и зубной щеткой при
создании образа ели. Учить использовать зубную щетку для рисования.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, баночки с водой, кисти
№2-4, картинки с изображением одуванчика, белая гуашь, тонированные
зеленым цветом листы бумаги, тряпочки, зубные щетки, трафареты с
внутренними кругами.
9.Тема: «Гроза» (сдвиг краски)
Практика: освоение навыков работы с красками при создании изображения.
Учить аккуратно использовать краски.
Материалы и оборудование: Лист бумаги А4, краски, кисти, баночки с
водой, клеенка, салфетки, репродукции Васильева «После дождя», «Мокрый
луг».
10.Тема: «Снежные березы» (смазывание краски)
Практика: освоение навыков работы с красками при создании изображения.
Учить аккуратно использовать краски.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, кисти №2,6, листы
бумаги, акварель, баночки с водой, акварель, белая гуашь, салфетки для
смазывания краски, картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
11.Тема: «Веселые кляксы» (техника кляксография)
Практика: освоение навыков работы с красками и трубочкой при создании
образа предмета. Учить дополнять кляксу, превращая ее в нужный обра.
10
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, баночки с водой,
тряпочки, гуашь, кисти, трубочки коктейльные, тонированные листы А4,
листы ½ формата А4 для пробных клякс, картинка с изображением героини
Кляксы.
12.Тема: «Тропические зарисовки» (техника рисование по
мокрому)
Практика: освоение навыков работы с красками и кистью при создании
изображения. Учить дополнять рисунок мелкими деталями.
Материалы и оборудование: клеенка, лист А4, кисти №4,8, баночки с
водой, гуашь, салфетки, технологическая карта поэтапного рисования
пальмы. Для воспитателя: настольная лампа с ярким светом, игрушечная
пальма, музыка на морскую тематику, презентация со слайдами о море.
13.Тема: Работа с красками. Обобщающее занятие по теме.
Практика: освоение навыков работы с красками при создании изображения.
Учить дополнять рисунок мелкими деталями.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, листы бумаги, пастель,
простой карандаш, ластик.
Раздел 2 Рисование восковыми мелками.
Теория: Восковые мелки, их разнообразие и свойства. Способы и приемы
работы с восковыми мелками при создании рисунков.
Практика: освоение навыков работы с восковыми мелками при создании
рисунков.
Ребенок рисует свечой или мелками на белой бумаге, затем закрашивает весь
лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, сделанный свечой или
мелками, остается не закрашенным. Если детям трудно рисовать белым на
белой бумаге, можно обводить карандашный контур или использовать
трафарет. Интересными получаются сделанные в этой технике зимние
пейзажи, морозные узоры на окне, веточки вербы, подснежники или
ромашки
14.Тема: Восковые мелки (теоретическое занятие).
Теория: Восковые мелки, их разнообразие и свойства. Способы и приемы
работы с восковыми мелками при создании рисунков.
Материалы и оборудование: восковые мелки, акварель, гуашь, баночки,
кисти, салфетки.
15.Тема: "Что в моей корзинке" (рисование восковыми мелками)
11
Практика: освоение навыков работы с восковыми мелками при
создании рисунков. Учить рисовать натюрморт восковыми мелками,
передавая характерные особенности овощей и фруктов.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, листы бумаги, восковые
мелки, муляжи овощей, и фруктов, технологическая карта с поэтапным
рисованием корзинки.
16.Тема: "Уютные домики" (рисование восковыми мелками)
Практика: освоение навыков работы с восковыми мелками при
создании рисунков. Учить рисовать стены домов восковыми мелками,
передавая характерные особенности поверхности стен домов.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, листы формата А4,
восковые мелки, разная фактурная бумага или другой фактурный предмет,
простой карандаш, ластик, черный фломастер, трафареты домов, картинка с
изображением улицы со сплошной застройкой.
17.Тема: "Праздничный салют над городом" (рисование
восковыми мелками и акварелью)
Практика: закрепление навыков работы с восковыми мелками в
сочетании с акварелью при создании рисунков. Учить рисовать различные
виды салюта восковыми карандашами в виде распустившихся шаров в
черном небе. Закреплять умение заполнять весь лист изображением.
Материалы и оборудование: восковые мелки, акварель, кисти,
фотографии, образцы с изображением салюта в ночном небе, листы А4,
грамзапись песни «День Победы».
18. Рисование восковыми мелками. Обобщающее занятие.
Практика: закрепление навыков работы с восковыми мелками при
создании рисунков. Обобщение знаний и умений по теме.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, листы черного цвета,
баночки с водой, кисти №2, блестки серебряного цвета, растворенные в
прозрачном клее, белая гуашь, образец рисунка снежинки.
Раздел 3 Рисование пластилином.
Теория: Пластилин, его разнообразие и свойства. Способы и приемы работы
с различными видами пластилина при создании рисунков.
Практика: освоение навыков работы с пластилином при создании рисунков.
19.Тема: Пластилин и его свойства (теоретическое занятие).
12
Теория: Пластилин, его разнообразие и свойства. Способы и приемы работы
с различными видами пластилина при создании рисунков.
Материалы и оборудование: пластилин различного качества, иллюстрации,
рисунки с использованием пластилина.
20.Тема: «Осеннее дерево» коллективная работа
(пластилинография)
Практика: освоение навыков работы с пластилином при создании поделок
(раскатывание тонких жгутиков и сворачивание их в улитку).
Материалы и оборудование: Клеенка, пластилин, основа для работы на
картоне.
21.Тема: «Осенние чудо - листья» (аппликация из бисера на
пластилиновой основе)
Практика: освоение навыков работы с пластилином при создании поделок
(нанесение тонкой основы из пластилина на силуэт листа), освоение навыков
работы с мелким материалом (бисером).
Материалы и оборудование: Картонные заготовки для работы, бисер,
пластилин мягкий.
22.Тема: «Веточка мимозы» коллективная работа (пластилинография)
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-mimoza-dlja-mamy-otkrytka-vtehnike-plastilinografija.html
Практика: освоение навыков работы с пластилином при создании поделок
(раскатывание мелких шариков, расплющивание жгутиков, работа со стекой).
Материалы и оборудование: Пластилин, цветной картон, стеки, доски
для лепки.
23. Рисование пластилином. Обобщающее занятие.
Практика: закрепление навыков работы с пластилином при создании
рисунка (нанесение мелких элементов из пластилина на силуэт яйца),
закрепление навыков работы с мелким материалом (бисером). Обобщение
ЗУН по теме.
Материалы и оборудование: клеенка, тонированные листы бумаги,
трафарет яйца, вырезанное из белого картона, пластилин, простой карандаш,
ластик, салфетка, пасхальные яйца – «писанки», настольная игра «Собери
яичко».
13
Раздел 4 Рисование тычкованием, оттиском, примакиванием.
Теория: Способы и приемы работы с отпечатками при создании рисунков.
Практика: освоение навыков работы с различного рода тычками при
создании отпечатков на бумаге.
Тычок жесткой кистью
Ребенок опускает в гуашь сухую жесткую кисть и ударяет ею по
бумаге, держа вертикально. Тычками заполняется силуэт пушистого
животного или растения сначала по контуру, затем внутри его. Можно
наносить тычки по всему листу для изображения снегопада, листвы деревьев,
травы.
Оттиск печатками
Печатки можно сделать самим из картофеля, моркови, пенопласта,
ластика, пластилина, пробок от бутылок, рельефной ткани. А можно
использовать любые предметы окружающего пространства- кубики, крышки
от различных флакончиков, детали мозаики, игрушки. Ребенок прижимает
печатку к штемпельной подушечке с краской или просто опускает в густую
гуашь и наносит оттиск на бумагу. Для каждого цвета используется своя
печатка. Сочетая разные печатки можно создать разнообразные узоры,
пейзажи, сюжетные композиции.
Отпечатки листьев
Ребенок покрывает листок дерева красками, затем прикладывает его
окрашенной стороной к бумаге, накрывает сверху другим листком бумаги и
проглаживает. Затем аккуратно все убирает и получает отпечаток. Детали
можно дорисовать тонкой кисточкой. Этот вид рисования удобно
использовать осенью, когда без труда можно найти разнообразные еще не
высохшие листья и создать очень похожие на настоящие букеты, пейзажи и
др.
Рисование мятой бумагой
Ребенок сминает плотную бумагу в комок, опускает ее в густую краску
и наносит на бумагу, получая отпечаток неопределенной формы. Так очень
быстро можно получить траву, кроны деревьев, снежный покров,
изображения с пушистой фактурой( цыпленок, одуванчик)
24Тема: Чем можно оставить отпечаток на бумаге (теоретическое
занятие).
Теория: Способы и приемы работы с красками и различными тычками и
штампами при создании отпечатков и изображений.
Материалы и оборудование: акварель, гуашь, баночки, кисти, салфетки,
печатки, тычки, штампы .
25.Тема: «Осенний лес» (оттиск листом салата)
14
Практика: освоение навыков работы с красками при нанесении отпечатков
при создании рисунка (нанесение краски на лист салата и прикладывание его
к бумаге), освоение навыков работы с красками и природным материалом
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, листы бумаги, баночки с
водой, гуашь, листья салата, конверт с «письмом» из Африки, презентация с
осенними картинами.
26.Тема: «Птицы улетают на юг» (оттиск по трафарету)
Практика: освоение навыков работы с красками при создании рисунка.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, листы бумаги, баночки с
водой, гуашь, листья салата, конверт с «письмом» из Африки, презентация с
осенними картинами.
27.Тема: «Букет для мамы» (оттиск смятой бумагой)
Практика: закрепление навыков работы с красками и мятой бумагой при
создании рисунка.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки листы бумаги на
каждого ребенка, гуашь разного цвета; фломастеры зеленого цвета; влажные
салфетки, листы бумаги для сминания, кисти №8, баночки с водой.
28.Тема: «Воздушные шарики» (оттиск смятой бумагой)
Практика: закрепление навыков работы с красками и мятой бумагой при
создании рисунка.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки альбомные листы,
разноцветная гуашь в мисочках; кисти №2,8, восковые мелки, надутые
воздушные шарики на каждого ребенка.
29.Тема: «Плюшевый медвежонок» (тычок жесткой полусухой
кистью)
Практика: освоение навыков работы с красками и жесткой кистью при
создании рисунка плюшевой игрушки (нанесение небольшого количества
краски на жесткую кисть и прикладывание ее к бумаге), освоение навыков
тычкования.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, листы бумаги, баночки
с водой, гуашь, кисть№2, жесткая кисть для клея, картинка плюшевого
медвежонка.
30.Тема: «Забавные гусеницы» (оттиск картофелем)
15
Практика: освоение навыков работы с красками при нанесении отпечатков
при создании рисунка (нанесение краски на лист кусочки картофеля и
прикладывание его к бумаге), освоение навыков работы с красками и
природным материалом
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, листы бумаги, баночки
с водой, акварельные краски, кисти №2, ½ картофеля, миски для краски.
31.Тема: "Осенний лес" (печатание растений)
Практика: освоение навыков работы с природным материалом (сухие
листья) при создании рисунков. Учить использовать сухие листья для
нанесения отпечатков на бумаге.
Материалы и оборудование: Клеенка, салфетки, гуашь, стаканчики с
водой, кисти, альбомные листы, сухие листья.
32.Тема: "Цветы" (примакивание кистью)
Практика: освоение навыков работы с кистью (примакивание) при
создании рисунков.
Материалы и оборудование: картины с изображением цветов,
альбомный лист, акварельные краски, кисточка, восковые мелки зеленого
цвета, баночка с водой, салфетки, игрушка бабочка, коробка, схема «Части
цветка», музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».
33.Тема: "Зимний лес" (рисование вилкой)
Практика: освоение навыков работы с краской и вилкой при создании
рисунков. Учить использовать предметы для нанесения отпечатков на
бумаге.
Материалы и оборудование: Клеенка, салфетки, гуашь, стаканчики с
водой, кисти, альбомные листы, сухие листья.
34.Тема: «Новогодняя елка» (тычкование)
Практика: закрепление навыков работы с красками и жесткой кистью при
создании изображения новогодней ели (нанесение небольшого количества
краски на жесткую кисть и прикладывание ее к бумаге), закрепление навыков
тычкования.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, листы бумаги, баночки
с водой, гуашь, кисть№2, жесткая кисть для клея, картинка плюшевого
медвежонка.
35.Тема: «Я слепил снеговика» (тычкование)
16
Практика: закрепление навыков работы с красками, ватными палочками и
жесткой кистью при создании изображения снеговика (нанесение
небольшого количества краски на жесткую кисть и ватную палочку и
прикладывание ее к бумаге), закрепление навыков тычкования.
Материалы и оборудование: клеенка, салфетки, плотная бумага серого,
голубого и других цветов или цветной картон, гуашь белого цвета, мисочки,
жесткие кисти, кисти №2-4, акварель, тряпочка, карандаши простые.
36. Рисование тычкованием, оттиском, примакиванием.
Обобщающее занятие.
Практика: закрепление навыков работы с красками и жесткой кистью при
создании изображения (нанесение небольшого количества краски на жесткую
кисть и прикладывание ее к бумаге), закрепление навыков тычкования.
Обобщение ЗУН по теме.
Материалы и оборудование: предметная картинка с изображением
зайца, альбомный лист, трафарет зайца, белая гуашь, жесткая кисточка,
баночка с водой.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
-Дети будут с удовольствием рисовать, используя способы
нетрадиционного рисования
Предметные:
Дети будут демонстрировать знания о различных способах
нетрадиционного рисования.
Дети научатся приемам работы с различными с различными
изобразительными материалами (набрызг, оттиск, тычки и т.д.).
Метапредметные:
Дети будут демонстрировать развитие фантазии и
ассоциативного мышления.
Дети разовьют мелкую моторику рук, что будет способствовать
общему речевому и интеллектуальному развитию.
Календарный учебный график
ВРЕМЯ:16.00-16.25 пятница
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: групповая комната
17
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: По итогам полугодия, по итогам учебного года,
анализ детских работ
Месяц
Дат
а
№ Тема
Количес
тво
часов
Раздел 1 Работа с красками
(гуашь, пастель, акварель)
Сентяб 08.0
9.
рь
1.
Краски (акварель, гуашь,
пастель)
1
15.0
9.
2.
«Осенний
букет» (техника
выдувания краски)
1
22.0
9.
3.
Тема: «Осьминожки» (ри
сование ладошками и
пальчиками)
1
29.0
9.
4.
«Такие разные
рыбки» (рисование
гуашевыми красками на
одноразовой тарелке)
1
5.
«Гуси» (рисование
ладошками и
пальчиками)
1
6.
«Поделись улыбкою
своей» (рисование
ладошками и
1
Октябр 06.1
ь
0.
13.1
0.
18
Форма
проведе
ния
Форма
контроля
Групповы
е занятия
Обобщаю
щее
занятие по
теме
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
пальчиками)
20.1
0.
7.
«Зимой и летом одним
цветом» (техника
набрызг)
1
27.1
0.
8.
«Белые
одуванчики» (техника
набрызг)
1
9.
«Гроза» (сдвиг краски)
1
10.1
1.
10.
«Снежные
березы» (смазывание
краски)
1
17.1
1.
11.
«Веселые
кляксы» (техника
кляксография)
1
24.1
1.
12.
«Тропические
зарисовки» (техника
рисование по мокрому)
1
13.
Рисование красками.
Обобщающее занятие.
1
Ноябрь 02.1
1.
Декабр 01.1
ь
2.
Групповы
Раздел 2 Рисование
19
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Обобщаю
щее
занятие по
теме
Обобщаю
е занятия
восковыми мелками.
08.1
2.
14.
Тема: Восковые мелки
(теоретическое занятие).
1
15.1
2.
15.
"Что в моей корзинке"
(рисование восковыми
мелками)
1
22.1
2.
16.
"Уютные
(рисование
мелками)
29.1
2.
17.
"Праздничный салют над
городом" (рисование
восковыми мелками и
акварелью)
Январь 12.0
1.
домики" 1
восковыми
18.
Рисование восковыми
мелками. Обобщающее
занятие.
Раздел 3 Рисование
пластилином.
1
1
Группов
ые
занятия
19.0
1.
19.
Тема: Пластилин и его
свойства (теоретическое
занятие)
1
26.0
1.
20.
«Осеннее дерево»
коллективная работа
(пластилинография)
1
20
щее
занятие по
теме
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Обобщаю
щее
занятие по
теме
Обобщаю
щее
занятие по
теме
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
Феврал 02.0
ь
2.
21.
«Осенние чудо листья» (аппликация из
бисера на пластилиновой
основе)
1
09.0
2.
22.
«Веточка мимозы»
коллективная работа
(пластилинография)
1
16.0
2.
23.
Рисование пластилином.
Обобщающее занятие.
1
Раздел 4 Рисование
тычкованием, оттиском,
примакиванием
Март
Группов
ые
занятия
29.0
2.
24.
Чем можно оставить 1
отпечаток на бумаге
(теоретическое занятие).
01.0
3.
25.
«Осенний лес» (оттиск
листом салата)
1
15.0
3.
26.
«Птицы улетают на
юг» (оттиск по
трафарету)
1
22.0
3.
27.
«Букет для
мамы» (оттиск смятой
бумагой)
1
21
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Обобщаю
щее
занятие по
теме
Обобщаю
щее
занятие по
теме
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
Апрел
ь
Май
29.0
3.
28.
«Воздушные
шарики» (оттиск смятой
бумагой)
1
05.0
4.
29.
«Плюшевый
медвежонок» (тычок
жесткой полусухой
кистью)
1
12.0
4.
30.
«Забавные
гусеницы» (оттиск
картофелем)
1
19.0
4.
31.
"Осенний лес" (печатание 1
растений)
26.0
4.
32.
"Цветы" (примакивание
кистью)
1
03.0
5.
33.
"Зимний лес" (рисование
вилкой)
1
10.0
5.
34.
«Новогодняя
елка» (тычкование)
1
22
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
17.0
5.
35.
«Я слепил
снеговика» (тычкование)
1
24.0
5.
36.
Рисование тычкованием,
оттиском,
примакиванием.
Обобщающее занятие.
1
Анализ
работы
детей,
анализ
продукта
деятельно
сти
Обобщаю
щее
занятие по
теме
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий:
1. Материально-техническое обеспечение:
Помещение для занятий рисованием оснащено удобной мебелью (столы и
стулья), соответствующей росту детей. Имеется мольберт, шкафы для
хранения материалов.
Для занятий в кружке имеются также:
доски для лепки 10шт.,
салфетки бумажные 10 шт., тканевые 10 шт.;
пластилин;
природный материал (листья, тычки из картофеля);
бумага для рисования А4;
гуашь, акварель, пастель;
кисти для рисования;
кисти жесткие;
ватные палочки;
бисер;
стаканчики для воды.
Наглядный материал:
иллюстрации,
игрушки,
образцы изделий.
2. Информационное обеспечение:
23
При подготовке педагог широко использует интернет ресурсы, фото- и
видеоматериалы.
3. Кадровое обеспечение
Занятия проводит педагог с высшим педагогическим образованием,
первой квалификационной категории.
Методическое обеспечение
Формы аттестации: выставки работ, участие в конкурсах детского
творчества, викторинах, олимпиадах.
Формы контроля: Анализ деятельности детей, анализ продуктов
деятельности, обобщающие занятия по пройденной теме.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитическая справка по итогам работы за полугодие и за год, видеозапись
занятий, табель посещаемости, материалы мониторинга, отзывы родителей,
фото детских работ, фото работы детей на занятиях, готовые работы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитическая справка по итогам мониторинга, диагностическая карта,
открытое занятие, организация выставок детских работ с последующим
применением их в убранстве интерьера, в кукольном уголке, в сервировке
обеденного стола, в оформлении группы, участие в смотрах, конкурсах
детского сада, города, района, Российской Федерации.
Оценочные материалы:
Критерии качества освоения ребенком программы кружка
Способность выполнять работу после предъявления образца и объяснения
педагога;
2.
Полнота выполнения задания;
3.
Адекватное использование средств выразительности (цвет, форма,
композиция)
4.
Владение техническими способами работы с материалами;
5.
Умение дополнить работу, проявляя элементы творчества.
Оценка результатов сформированности показателей определяется как:
Сформирован
Находится на стадии формирования
Не сформирован
Цель итогового мониторинга: Определение результативности реализации
программы «Живопись» в конце года (май). Результаты мониторинга заносятся в
диагностическую карту развития детей.
24
Диагностическая карта представляет собой таблицу, в которой отражены
показатели мониторинга, имена и фамилии детей.
Диагностическая карта развития детей 5-8 лет по реализации дополнительной
образовательной программы «Живопись»
Группа № 09,10.
Ф.И.ребенка
Способность
Полнота
Адекватное
Владение
Умение
выполнять
выполнения использование техническими дополнить
работу после
задания
средств
способами
работу,
предъявления
выразительности
работы с
проявляя
образца и
(цвет, форма,
материалами
элементы
объяснения
композиция)
творчества
педагога
1.
2.
3.
Учет освоения детьми содержания каждого занятия:
1- Усвоил хорошо,
2- усвоил удовлетворительно,
3- не усвоил.
Тема занятия
Ф.И. ребенка
1.
Краски (акварель, гуашь, пастель)
теоретическое занятие
2.
«Осенний букет» (техника
выдувания краски)
3.
Тема: «Осьминожки» (рисование
ладошками и пальчиками)
4.
«Такие разные рыбки» (рисование
гуашевыми красками на
одноразовой тарелке)
5.
«Гуси» (рисование ладошками и
пальчиками)
6.
«Поделись улыбкою
своей» (рисование ладошками и
пальчиками)
25
7.
«Зимой и летом одним
цветом» (техника набрызг)
8.
«Белые одуванчики» (техника
набрызг)
9.
«Гроза» (сдвиг краски)
10.
«Снежные березы» (смазывание
краски)
11.
«Веселые кляксы» (техника
кляксография)
12.
«Тропические
зарисовки» (техника рисование по
мокрому)
13.
«Коты на крыше» (техника
рисование пастелью)
14.
Тема: Восковые мелки
(теоретическое занятие).
15.
"Что в моей корзинке" (рисование
восковыми мелками)
16.
"Уютные домики" (рисование
восковыми мелками)
"Праздничный салют над
городом" (рисование восковыми
мелками и акварелью)
17.
18.
"Ажурная снежинка" (рисование
блестками)
19.
Тема: Пластилин и его свойства
(теоретическое занятие)
20.
«Осеннее дерево» коллективная
работа (пластилинография)
21.
«Осенние чудо листья» (аппликация из бисера на
пластилиновой основе)
22.
«Веточка мимозы» коллективная
работа (пластилинография)
26
23.
«Расписные яйца» (рисование
пластилином)
24.
Чем можно оставить отпечаток на
бумаге (теоретическое занятие).
«Осенний лес» (оттиск листом
салата)
25.
26.
«Птицы улетают на юг» (оттиск
по трафарету)
27.
«Букет для мамы» (оттиск смятой
бумагой)
28.
«Воздушные шарики» (оттиск
смятой бумагой)
29.
«Плюшевый медвежонок» (тычок
жесткой полусухой кистью)
30.
«Забавные гусеницы» (оттиск
картофелем)
31.
"Осенний лес" (печатание
растений)
32.
"Цветы" (примакивание кистью)
33.
"Зимний лес" (рисование вилкой)
34.
«Новогодняя елка» (тычкование)
35.
«Я слепил
снеговика» (тычкование)
36.
«Заяц на снегу» (тычкование)
Особенности организации образовательного процесса: очное обучение.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Методы воспитания: поощрение, упражнение, мотивация.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
27
Формы организации занятий: групповые теоретические и практические
занятия, открытые занятия.
Педагогические
технологии:
здоровьесберегающие,
личностноориентированные технологии, игровая технология,
информационнокоммуникационные технологии.
Алгоритм занятия:
Приветствие, пальчиковая игра;
Демонстрация образца, рассматривание, мотивация;
Уточнение приёмов создания работы, изготовление поделки;
Индивидуальная помощь;
Положительный анализ детских работ;
Прощание.
При организации игр-занятий, воспитателю необходимо помнить
следующие правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его
деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно
усложняя его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький
успех ребенка.
28
Список литературы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду (в 2-х
частях), М.: изд.центр Скрипторий, 2008.
Дрезнина М.Г. Каждый ребенок – художник. М.: Ювента, 2002.
Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного
творчества /Т.Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
Калинина А. Необыкновенное рисование, М.: Мозаика-синтез, 2007.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для
воспитателей. М.: Владос, 2005.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования: интегрированные занятия
в ДОУ. – М.: Сфера, 2011.
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей:
1. Ким Солга, Учимся рисовать, - М.: Гамма, 1998.
2. Никологорская О.А., Волшебные краски: книга для детей и родителей. – М.: Астпресс, 1997.
3. Румянцева Е.А., Необычное рисование. – М.: Издательство ЛитРес, 2015.
4. Селиверстова Д.Н., Первые шаги к рисованию, - СПб.: Издательство Контекст,
2000.
5. Янушко Е. Как рисовать с малышами? - М.: Издательство Аист, 2013.
29